Результаты конференции ООН по изменению климата в Канкуне

22.12.10
Эксклюзив

Результаты конференции ООН по изменению климата в Канкуне

Эксперты МГИМО: Пискулова Наталья Аркадьевна, д.экон.н., доцент

Закончилась двухнедельная конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК), проходившая в Канкуне 29 ноября-10 декабря 2010 г. Значительных результатов по достижению договоренностей о сокращении выбросов парниковых газов на этой конференции никто не ожидал, хотя проблема изменения климата только обостряется и все большее число ученых подтверждает факт вклада человеческой деятельности в глобальное потепление. 2010 год, вероятно, станет самым теплым в истории наблюдений за климатом, побив предыдущий рекорд 1998 г. В текущем году число природных катаклизмов, связанных с изменением климата, таких как катастрофическое наводнение в Пакистане, стало еще больше.

Вопреки ожиданиям, на конференции были достигнуты достаточно конкретные договоренности. Это стало возможным благодаря грамотной организации встречи, которая способствовала восстановлению позитивного отношения к поиску компромиссных решений и прагматичному подходу стран к сотрудничеству. Достаточно конструктивную позицию заняли Китай и даже США.

По итогам конференции был принят пакет документов, получивших название «Канкунских соглашений». Практически все страны согласились с постановкой долгосрочных целей: удержать антропогенный рост температуры в пределах 2°С к 2050 г. Эти цели не содержат ничего нового по сравнению с Копенгагенской конференцией 2009 г. Новым стало признание возможного пересмотра показателей в сторону их понижения (до 1,5°С), если уточненные данные о климатических изменениях потребуют ужесточения политики государств.

Развитые страны подтвердили готовность сократить эмиссию парниковых газов на 25–40% к 2020 г. по сравнению с 1990 г., хотя официальных юридических обязательств по сокращению выбросов участники встречи пока не взяли (это и не планировалось). Нежелание развитых стран связано с тем, что развивающиеся государства отказываются это делать, хотя уже ответственны более чем за половину выбросов. Однако предварительные показатели для всех стран уже имеются. К тому же развитые страны обязались разработать климатические стратегии и планы, а также механизмы их реализации. Прогрессом является официальное признание развивающихся стран о необходимости их действий по снижению выбросов, включая публикацию отчетов каждые два года.

Кроме того, участники договорились к следующей конференции в ЮАР в ноябре—декабре 2011 г. определить сроки «пиковых» значений выбросов. Ранее Китай выступал против установления конкретных сроков, мотивируя это необходимостью увеличения выбросов в течение еще некоторого времени.

Серьезным прорывом можно считать решение вопросов финансирования, передачи технологий, а также сохранения лесов для облегчения выполнения обязательств развивающихся стран по снижению выбросов и защиты от происходящих климатических изменений.

Для помощи развивающимся странам в снижении выбросов создаются новые механизмы — специальные фонды и институты. Официально учреждается Зеленый климатический фонд под управлением Всемирного банка; объем средств составит до 2012 гг. 30 млрд. долл., к 2020 г. планируется увеличение до 100 млрд. долл. Правда, планы по внесению средств в фонд (7,2 млрд. евро) подтвердил только ЕС. Создаются Адаптационный комитет для защиты наиболее уязвимых стран, а также специальный форум для анализа проблемы воздействия мер по снижению выбросов в одних странах на экономику других стран. Кроме того, специальная финансовая помощь и техническая поддержка предусмотрена странам, принимающих меры по сохранению лесов как поглотителей парниковых газов (REDD+).

Меры по снижению выбросов в развивающихся странах будут подлежать проверке только в случае их финансирования развитыми странами. Это была уступка Китаю, выступавшему против системы проверок сокращения эмиссии.

В решениях конференции получила большее отражение позиция России, которая, как и другие страны с переходной экономикой, а также развивающиеся страны, может получить доступ к технологиям по освоению возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности. В этих целях создается специальный «технологический» комитет и «климатический технологический центр». Меняется и система учета поглощения углекислого газа лесами, на чем настаивала Россия. В настоящее время «вклад» российских лесов в поглощение выбросов явно недооценен.

Среди проблемных вопросов следует выделить продление Киотского протокола, первый период действия которого истекает в 2012 г. Развивающиеся страны настаивали на продлении протокола. Россия, Япония и Канада выступили против, мотивируя решение бессмысленностью соглашения без участия основных «загрязнителей» — развивающихся стран и США. В итоге договорились о добровольном участии стран во втором периоде действия протокола с 2013 г. Значительных проблем в этой связи может и не возникнуть, поскольку основные ориентиры по сокращению парниковых газов согласованы и после взятия на себя юридических обязательств в рамках новых договоренностей Киотский протокол утратит смысл. Однако в случае неудачи нового соглашения может быть период отсутствия «правил игры» для подавляющего большинства стран, и тогда ситуация может стать непредсказуемой. Правда, участники Киотского протокола для исключения «разрыва» между первым и вторым периодом действия протокола договорились продолжить переговоры.

Для России неучастие во втором периоде Киотского протокола может означать утрату возможности реализации проектов совместного осуществления, предусматривающих инвестиции в сокращение выбросов, а также участия в торговле квотами. Новые договоренности пока не предусматривают таких механизмов. Впрочем, принципиальных потерь, кроме политических, Россия иметь не будет. Проекты совместного осуществления до сих пор у нас не были реализованы. Торговля квотами у нас также практически отсутствует. Между тем быстро развивается чрезвычайно перспективный международный рынок торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Несмотря на отсутствие новых климатических договоренностей практически все развитые и крупные развивающиеся страны разработали новые экологические стратегии и программы, включающие планы по сокращению выбросов парниковых газов. Такие программы реализуются в ЕС, Японии, Канаде и даже в США, которые не участвуют в Киотском протоколе. В развивающихся странах — Китае, Индии, Южной Корее и других — принимаются программы и законы, стимулирующие снижение выбросов и переход на возобновляемые источники энергии.

Вне зависимости от заключения соглашения, России следует принять безотлагательные меры по снижению «углеродоемкости» экономики путем повышения энергоэффективности и развития производства альтернативных источников энергии, для которых у нас есть огромный потенциал. Необходимо также учитывать возможности нового рынка торговли квотами, в котором наша страна сейчас практически не участвует, теряя возможные доходы и место на рынке. Любые договоренности (и даже их отсутствие) повлекут за собой дальнейшее его развитие. Следует ускорить внедрение национальной (и возможно фирменных) схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов, «совместимой» с международными схемами. Это позволит не только повысить перестроить российскую экономику и снизить уровень «вредной» эмиссии, но приобрести политические «дивиденды» на переговорах по заключению нового соглашения и в целом в международных отношениях, привлечь иностранные инвестиции, а также избежать возможных протекционистских барьеров на пути экспорта российской продукции в развитые страны. В этой связи необходимо занять более активную позицию на переговорах по новым договоренностям, чтобы «вписаться» в новую тенденцию мирового экономического развития.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу