Помогут ли инициативы ФАО сдержать рост мировых цен на продовольствие?

28.01.11
Эксклюзив

Помогут ли инициативы ФАО сдержать рост мировых цен на продовольствие?

Эксперты МГИМО: Ревенко Лилия Сергеевна, д.экон.н., профессор

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) выступила 26 января с.г. с призывом к странам, международным организациям и коммерческим структурам объединить усилия по преодолению очередного беспрецедентного роста мировых цен на продукты питания, опубликовав обновленный документ «Руководство для стран, в наибольшей степени пострадавших вследствие высоких цен на продовольствие».

ФАО отмечает, что в беднейших странах население тратит на продовольствие в среднем 75% своих доходов. Даже в развитых государствах, являющихся крупными производителями сельскохозяйственных товаров, в последние годы наблюдается изменение структуры потребления в сторону увеличения доли продовольствия в бюджете домашних хозяйств.

Статистика по ценам, представленная этой авторитетной международной организацией, действительно заставляет всерьез задуматься о необходимости принятия мировым сообществом мер по стабилизации продовольственных рынков.

В декабре 2010 г. общий индекс цен на продовольствие, рассчитанный ФАО, составил 215 и.п. и превысил уровень кризисного 2008 г. на 24 и.п. Максимально выросли индексы цен на зерновые, достигшие уровня 142 (превышение 14), масла и жиры — 263 (38) и сахар 398 (216). Индексы продовольственных цен рассчитываются ФАО на основе данных по основным товарным группам (зерновые, масла и жиры, мясные, молочные товары и сахар), включающим 55 товарных позиций с учетом их веса в мировом экспорте на основе базы 2002–04 гг.

Мир не успел оправиться от предыдущего роста цен на продовольствие, приведшего к обострению проблемы продовольственной безопасности и давшего толчок очередным структурным изменениям в агропродовольственном секторе мира, а также заставившего все страны мира пересмотреть свои подходы к регулированию рынков. Пик продовольственных цен 2008 г. был максимальным за всю историю наблюдений данного показателя. Важнейшими факторами, повлиявшими на повышение цен в 2004—2008 гг. и в целом на ситуацию, определяемую как мировой агропродовольственный кризис, можно считать изменение структуры потребления в ряде стран в сторону роста доли белковых продуктов, недостаток инвестиций в аграрные отрасли, усиление спекулятивного фактора, повышение степени непродовольственного использования сельскохозяйственного сырья (преимущественно для производства биотоплива).

Сразу после прекращения роста цен на сельскохозяйственные сырьевые товары и готовое продовольствие, особенно в период их некоторого снижения в 2009 г. — начале 2010 г., многие эксперты высказывали мнение о завершении кризиса, несмотря на то, что объективного изменения соотношения факторов конъюнктуры соответствующих рынков не произошло. Это позволяло нам утверждать, что агропродовольственный кризис перешел в следующую стадию, выход из которой будет непростым.

Руководство к действию, которое предложено ФАО, безусловно, носит сугубо рекомендательный характер, однако в нем представлено видение основных направлений регулирования рынков странами, в максимальной степени пострадавшими от кризиса в период начала нового витка цен. Выдержать это повышение удастся далеко не всем субъектам рынка, и, что особо подчеркивается в документе, такая ситуация увеличит число голодающих и умирающих от голода.

Опыт предыдущего агропродовольственного кризиса, особенно периода 2007—2008 гг. показал, что меры краткосрочного воздействия на рынки базовых сырьевых сельскохозяйственных товаров могут оказывать (и оказывают) негативное влияние в среднесрочной перспективе. Поэтому эксперты ФАО в своих рекомендациях вполне обоснованно предостерегают от поспешного одностороннего вмешательства в рыночный механизм, особенно в тех странах, где он не сформирован на должном уровне. Предлагается использовать инструменты и механизмы, позволяющие сочетать безопасность потребления продовольствия и стимулирование развития соответствующих секторов, в том числе на основе научно-технического прогресса.

Набор предлагаемых ФАО мер включает в себя практически все известные в мировой практике регулирования рынков механизмы, однако они систематизированы по принципам возможности использования в отдельных группах стран и в ситуациях с определенным соотношением воздействующих на рынок факторов. Например, определяются разумные варианты ограничения экспорта для стран, вывозящих продовольствие, или оптимальные уровни снижения импортных пошлин при высокой степени зависимости от ввоза данной группы товаров. Анализируется также возможность использования методов макроэкономической политики для регулирования агропродовольственных рынков на национальном уровне.

Важно отметить, что ФАО является не единственной авторитетной международной структурой, которая в настоящее время озабочена ростом мировых цен на продовольствие. В ближайшее время на втором Глобальном форуме ЮНКТАД будут рассмотрены проблемы стабилизации рынков минерально-сырьевых и сельскохозяйственных товаров; аналогичные вопросы предполагается включить в повестку дня следующей встречи G20.

При всей серьезности ситуации на мировых рынках продовольствия можно предположить, что объединенные усилия мирового сообщества позволят не раскачать общую лодку мерами национальной защиты рынка, а выработать скоординированные методы его стабилизации на данном этапе развития глобальной экономики.

Текст публикуется в авторской редакции

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу