Реализация проекта «Север — Юг» позволит странам Каспийского бассейна более успешно экспортировать свои товары

17.02.11

Реализация проекта «Север — Юг» позволит странам Каспийского бассейна более успешно экспортировать свои товары

Эксперты МГИМО: Гусев Леонид Юрьевич, к.ист.н.

Реализация проекта транспортного коридора «Север — Юг» соединит Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего, Среднего Востока и Южной Азии, а также будет способствовать развитию инфраструктуры Каспийского и Центральноазиатского регионов, считает российский эксперт по странам СНГ Леонид Гусев.

«Если он будет осуществлен, то он соединит Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего, Среднего Востока и Южной Азии. Если же к проекту присоединятся такие страны, как Катар, то тогда к этой железной дороге можно будет привязать страны Аравийского полуострова», — сказал Trend по электронной почте эксперт аналитического центра МГИМО Гусев.

На прошлой неделе руководители железнодорожных ведомств Азербайджана, России и Ирана подписали документ о создании совместного предприятия в рамках создания железнодорожного коридора «Север — Юг», в котором принимают участие эти страны. Компания в течение четырех месяцев подготовит бизнес-план проекта строительства железной дороги Решт-Астара (Иран) — Астара (Азербайджан).

В строительство железной дороги предусмотрены инвестиции в объеме 400 миллионов долларов. Инвестиции планируется привлечь за счет банков самих стран-участниц, а также других региональных финансовых институтов. Высока вероятность, что это будут российские банки.

В первые годы объем грузоперевозок по этой железной дороге прогнозируется на уровне шести миллионов тонн в год, а в дальнейшем объем грузов будет увеличен до 20 миллионов тонн в год.

Формирование прямого железнодорожного сообщения с Ираном через Азербайджан и реализация проекта строительства железнодорожной линии Решт-Астара (Иран) — Астара (Азербайджан) имеет большое значение для развития коридора «Север — Юг».

В целом, по мнению Гусева, строительство этой дороги дает возможность странам Центральной Азии и Каспийского региона, в том числе Азербайджану, более успешно экспортировать свои товары.

Это может быть не только углеводородное сырье, а, например, товары сельскохозяйственного производства, считает эксперт.

Кроме того, по такому железнодорожному маршруту товары из стран Европы и России будут доставляться в страны Центральной и Южной Азии намного быстрее, чем по морю.

«Также вокруг железных дорог создается различная инфраструктура, а это ведет к развитию окружающей территории, создает дополнительные рабочие места, что так важно для государств вышеперечисленных регионов», — сказал Гусев.

По экспертной оценке, товарный рынок МТК «Север — Юг» оценивается в 25-26 миллионов тонн к 2015 году. Эта линия имеет несколько маршрутов. Один из них — транскаспийский: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. Участие железных дорог в этом варианте заключается в подвозе грузов в порты и вывозе их из портов.

По восточной ветви коридора — прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен — Серахс.

По западной ветви коридора — направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара.

В. ЖАВОРОНКОВА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Trend
Распечатать страницу