Национальная экологическая политика и интеграция в международные процессы

15.03.11
Эксклюзив

Национальная экологическая политика и интеграция в международные процессы

Эксперты МГИМО: Мастушкин Михаил Юрьевич, к.техн.н., доцент

Отсутствие оформленной национальной экологической политики делает шансы Российской Федерации на полноценную интеграцию в международные политические и экономические процессы менее весомыми, считает доцент кафедры государственного управления и права МГИМО Михаил Мастушкин.

2010 год стал одним из самых наполненных в новейшей отечественной истории по количеству экологических инициатив, озвученных высшими руководителями России. Безусловным достижением с точки зрения экологически обеспокоенной общественности стал специальный блок Послания Президента Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г., в котором состояние окружающей среды связывается со здоровьем нации.

Основные акценты Послания были сделаны на:

— оценку реального состояния всех загрязнённых территорий и рассмотрение этого уровня в качестве стартового для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба;

— разработку нормативов качества окружающей среды, учитывающих особенности конкретных территорий;

— развитие системы экологического воспитания и образования;

— включение оценки качества окружающей среды в систему критериев эффективности органов власти;

— учет мнения неправительственных экологических организаций при реализации проектов строительства производственных и инфраструктурных объектов.

7 декабря 2010 г. был утвержден перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В нем, в частности, определены четыре поручения, соответствующие основным экологическим положениям Послания.

Экологические положения Послания явились логическим продолжением решений, принятых на заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды 27 мая 2010 г., по итогам которого Президент 7 июня 2010 г. утвердил перечень поручений. Именно этот широкий спектр поручений дал надежду на появление новой, осознанной и направленной на реализацию экологической функции государства экологической политики, учитывающей значимость сохранения и улучшения прежнего качества окружающей среды для социально-экономического развития.

Особенно важным было поручение Президента о подготовке Министерством природных ресурсов и экологии России основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 г. (срок исполнения поручения был установлен до 31 декабря 2010 г.). Речь идет о документе, имеющем высокий правовой статус в связи с предполагаемым его принятием в форме Указа Президента РФ, и позволяющем уже в ближайшем будущем возродить интерес государства к охране окружающей среды, наличие которого в начале 90-х годов прошлого века привело к формированию новой отрасли национального права — экологического права, развивающейся в последнее время, к глубочайшему сожалению, по инерционному сценарию.

Основы экологической политики явились бы также логическим развитием положений утвержденной Президентом 17 декабря 2009 года Климатической доктрины Российской Федерации. Однако уже сейчас возможно оценить степень затухания нового экологического «всплеска», в том числе в связи с позицией экономической и политической элиты страны, крайне не заинтересованной в увеличении затрат новых собственников. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) осенью прошлого года критиковал инициативы Министерства природных ресурсов и экологии по переходу на новые принципы нормирования воздействия на окружающую среду, отражающие наилучшую зарубежную практику государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Причем фактически промышленники и предприниматели поддерживают позицию экономистов — идеологов «экономики переходного периода», не желающих при создании программ долгосрочного социально-экономического развития учитывать принятые во всем мире закономерности развития экологической экономики. Такой же позиции придерживается Минэкономики России, находящееся в перманентном конфликте с Минприроды по поводу экономических положений фактически всех нормативных правовых актов, вносимых последним на согласование в последние годы.

Приведут ли новые экологические инициативы Президента к существенной модернизации экологического права на основе вновь принятой экологической политики, покажет время. Пока можно лишь говорить о стойкой тенденции, связанной с уже упомянутым выше нежеланием экономической и политической элиты уделять внимание экологическим критериям социально-экономического развития. В то же самое время наличие оформленной экологической политики является существенным условием продолжения диалога Российской Федерации с различными сторонами на международном уровне, что особенно важно в свете нового общегосударственного модернизационного тренда.

Принятие государством национальной экологической политики, а также создание эффективного механизма ее реализации позволило бы ускорить целый ряд интеграционных процессов:

1. Переход к устойчивому развитию на национальном уровне.

Сознавая значимость экологических вопросов и всячески поддерживая экологические преобразования как одно из направлений развития, государство поддержало общемировой тренд перехода к устойчивому развитию, окончательно оформленный на Второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В частности, указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, явившаяся одним из первых документов, четко определяющих экологические приоритеты государства.

К сожалению, конец «экологического десятилетия» ознаменовался не только торможением механизма реализации указанной Концепции, но и отходом от экологического вектора развития. При проведении административной реформы 2004 г., функция определения путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации, ранее присвоенная Минэкономразвития России и теоретически позволявшая создать систему перехода к устойчивому экологобезопасному развитию на национальном уровне, была признана избыточной.

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р к Всемирному саммиту по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002 г., продемонстрировала, в силу своего невысокого правового статуса и «расплывчатого» содержания, негативную тенденцию по принятию ориентационных и декларативных документов в экологической сфере как «отчетных материалов» для демонстрации на международном уровне национального прогресса в экологической сфере. К сожалению, повторение такой тенденции прослеживается постоянно, например, в случае с Климатической доктриной Российской Федерации. Показательно, что она была утверждена 17 декабря 2009 года, а на следующий день Д. А. Медведев выступил на Копенгагенском саммите по вопросам изменения климата.

2. Вступление/присоединение к регламентам авторитетных международных организаций, не входящих в систему ООН.

В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии России совместно с Минэкономразвития России, МИДом России и другими федеральными исполнительными органами власти осуществляется разработка раздела «Экология» Начального меморандума о присоединении России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Меморандум должен быть поддержан реальными действиями страны по внесению существенных изменений в экологическое законодательство, которые должны соответствовать актам, принятым ОЭСР в экологической сфере.

Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) ставится в прямую зависимость от полноценного перехода к техническому регулированию, которое позиционируется как один из методов, составляющих основу административно-правового механизма охраны окружающей среды. Переход к техническому регулированию означает также изменение нормативной правовой базы хозяйственной деятельности. Причем технические регламенты, содержащие экологические регулятивы, должны быть одними из основных. В то же самое время должны появиться новые национальные стандарты, заимствующие в качестве базиса, согласно Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле, международные стандарты.

Распространение действия международных экологических стандартов на различные виды экологически значимой хозяйственной деятельности, является одной из актуальных задач государства в сфере реализации новой экологической политики. Но именно факт перехода на передовые международные стандарты вызывает наибольшее сопротивление экономической элиты. Для нее, например, заявленная Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. позиция о переходе к нормированию экологического воздействия предприятий на окружающую среду (на основе принципа использования наилучших доступных технологий) является финансово затратной.

Принятие новой экологической политики в виде единого документа с высоким административно-правовым статусом будет одним из первых после «антиэкологичного» десятилетия шагов государства, направленных на создание системы охраны окружающей среды, соответствующей современным потребностям социально-экономического развития общества. Реализация этой политики при открытой поддержке федеральной власти поможет преодолеть кризисную ситуацию в сфере общего и специального природопользования, нацеленного исключительно на экономические критерии выгод как для государства, так и для конкретного природопользователя, причем зачастую в ущерб экологическим критериям и критериям доступности необходимого качества и количества природных ресурсов. Реализация этой политики поможет также создать базу для получения в долгосрочном периоде выгод, измеряемых с использованием критериев эколого-экономической эффективности.

В свою очередь, учет в принимаемой экологической политике (Основах экологической политики до 2030 г.) наилучших образцов практики государственного управления в экологической сфере позволит России ускорить процесс интеграции в мировые экономические и политические процессы.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу