Идея «воссоздания Великой Румынии» и позиция России по этому вопросу

28.03.11
Эксклюзив

Идея «воссоздания Великой Румынии» и позиция России по этому вопросу

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

24–25 марта в Тирасполе состоялась международная научно-практическая конференция «Восточная политика Румынии в прошлом и настоящем». Организаторы — РИСИ и Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. С докладом «Восточная политика Румынии в постсоветский период» на конференции выступил директор Центра постсоветских исследований Станислав Чернявский. Специально для «Экспертов МГИМО» он рассказал об идее «воссоздания Великой Румынии», связанной с ней «румынизацией» молдавского населения и молдавской экономики, а также о позиции России по этому вопросу.

27 марта в Бухаресте и Кишиневе торжественно отметили очередную годовщину со дня объединения Бессарабии с Румынией в 1918 г. В рамках этого мероприятия румынские и прорумынски настроенные руководители Молдовы вновь заявили о необходимости «воссоздания Великой Румынии» с включением в нее украинских земель северной части Буковины и современной Молдовы. При этом политики апеллировали к истории, традиционно обвиняя Москву в «имперских замашках».

В чем суть вопроса? Какова историческая подоплека подобных заявлений, каковы их последствия для стабильности в регионе с учетом неурегулированного Приднестровского конфликта?

Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова, была освобождена от османского ига в 1812 г. российскими войсками и включена в состав России. В составе Румынии она находилась лишь в краткосрочные периоды ее насильственной оккупации в 1918—1940 гг. и в 1941—1944 гг. Причем на оккупированных территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами уничтожено, по разным данным, только евреев от 380 до 600 тыс. человек.

Румыния сыграла трагическую роль в истории современной Молдовы. Подогреваемые румынскими националистами, молдавские «демократы» начали 2 ноября 1990 г. вооруженные действия по «усмирению» Приднестровья, завершившиеся лишь 21 июля 1992 г. под давлением России.

С момента провозглашения Молдавией независимости (август 1991 г.) Бухарест взял курс на «исключительность и привилегированность» отношений «двух румынских государств», наращивание усилий по формированию единого экономического и духовного пространства с прицелом на последующее присоединение Молдавии.

При активной поддержке Бухареста идет процесс «румынизации» населения — около 200 тыс. молдаван уже обрели румынское гражданство, и еще почти 600 тыс. собираются получить румынские паспорта.

Активно осваивают Молдавию румынские СМИ. В 2011 г. предполагается активное участие румынского капитала в приватизации стратегических объектов Молдовы. При этом многие молдавские предприятия после покупки затем останавливаются, поскольку составляют конкуренцию румынским аналогам.

При поддержке националистических сил Румынии и официального Бухареста в Молдавии все более активно культивируются и внедряются в учебную программу мифы о «советской оккупации», «зверствах Красной армии», «освободительном характере» румынской агрессии и т. п.

Политические отношения с Россией рассматриваются румынским руководством в первую очередь через призму Приднестровского урегулирования. В Румынии по-прежнему стремятся представить Россию как сторону конфликта, спонсора сепаратистов, что совершенно не соответствует действительности.

Однако суть российской позиции в том, что никто не решит проблему за стороны конфликта. В конечном итоге они сами должны договориться о том, что будет приемлемо для населения в Приднестровье и в остальной части Молдавии, что будет обеспечивать статус Приднестровья в рамках суверенного государства Молдовы. Так что, как и в любом другом конфликте, сторонам все равно придется договариваться самим, а вот роль внешних партнеров должна, прежде всего, заключаться в содействии сторонам в достижении таких компромиссных договоренностей. Это именно то, чем руководствуется Россия в качестве стороны-сопредседателя и стороны-гаранта.

Использование Бухарестом нестабильной внутренней ситуации в Молдове, поощрение «атакующего» настроя политических лидеров, выступающих с непродуманными заявлениями предвыборного характера, запутывают и без того противоречивую позицию Молдовы по принципиальным вопросам, связанным с ее суверенитетом. Это наносит серьезный ущерб международному авторитету Республики. Да и в самой Румынии активизация националистических идей способствовала пробуждению внутреннего сепаратизма со стороны проживающих в стране 1,5 млн. (6,6% населения) венгров.

«Унионистские» лозунги Бухареста провоцируют обострение отношений с Украиной. Призывы к перекройке границ в регионе не устраивает и страны ЕС, поскольку угрожает их стабильности и безопасности.

Российская сторона полагает, что интересам европейской безопасности в регионе отвечает политика, направленная на укрепление территориальной целостности государств, обеспечение стабильности и неделимости существующих границ. Разрушительный характер стратегии реваншизма под лозунгами возврата «исторических земель», реализуемой в контексте «восточной политики» Румынии, очевиден.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу