Очередное сражение психологической войны между Западом и исламом

29.06.11
Эксклюзив

Очередное сражение психологической войны между Западом и исламом

Эксперты МГИМО: Попов Вениамин Викторович, к.ист.н.

Цивилизационный разлом между западным и исламским мирами углубляется прежде всего связи с войной в Ливии. Хотя мало кто в арабских странах воспринимает полковника Каддафи как героя тем не менее мусульмане в большинстве своем не одобряют бомбардировки НАТО против еще одной мусульманской страны. Экстремисты с обеих сторон продолжают подбрасывать поленья в огонь психологической войны, идущей между двумя цивилизациями.

В конце июня завершился суд над известным голландским правым политиком Г. Вильдерсом, который публично называет ислам «религией насилия», сравнивает Священный Коран с гитлеровской «Mein Kampf». Его обвиняли в разжигании ненависти по отношению к мусульманам.

Вильдерсу были предъявлены обвинения в умышленном оскорблении мусульман, в возбуждении ненависти и призывам к дискриминации. Процесс этот начался еще в январе 2010 года после нашумевшего фильма Вильдерса «Смута» («Фитна»), в котором мусульманская религия рисовалась исключительно в черном свете. По существующему в Голландии законодательству, в случае признания его вины, ему грозил не только штраф, но и год тюрьмы. Суд полностью снял какие-либо обвинения с голландского политика.

Стоить напомнить, что в феврале 2009 года «испытания Вильдерсом» прошла Британия, отказавшая ему в поездке на том основании, что его визит может вызвать волнения в обществе и тем самым нанести урон внутренней безопасности. Позже, правда, голландский парламентарий добился отмены запрета, и его приезд никаких демонстраций не вызвал. В самой Голландии суд поначалу вообще отказывался заводить дело, однако упорство нескольких религиозных групп и правозащитников все же заставили голландскую юстицию отступить.

Стоить напомнить, что созданная Вильдерсом «Партия свободы» является третьей по численности в Нидерландах и, хотя не входит в состав правительства, но обладает значительным влиянием в стране. Сам Вильдерс расценил свое оправдание как победу «свободы слова».

Голландские правозащитники не собираются сдаваться и намереваются обратиться в Европейский суд по правам человека и в Совет ООН по правам человека в Женеве.

В исламских государствах этот приговор воспринят как дальнейшее усиление правых в Европе, как свидетельство нарастающей исламофобии. Широко цитируются слова профессора Андре Крауеля из амстердамского Свободного университета о том, что еще 10 лет тому назад Вильдерс мог бы быть осужден, но сегодня его идеи являются отражением основной тенденции политической мысли в Европе. «В Голландии, которая всегда была известна своей веротерпимостью, создаются предпосылки для усиления ксенофобских настроений», — заявил зав. кафедрой социальной истории Лейденского университета Лео Люкассен. По его мнению, перейдена опасная черта, которая позволяет другим правым политикам выступать еще с более тенденциозными и антиисламскими заявлениями.

Саудовская газета «Араб ньюс» подчеркивала 24 июня с.г., что оправдание ненавистнических исламофобских действий Вильдерса создает весьма опасный прецедент.

Хотя пока СМИ не сообщают о каких-либо серьезных выступлениях в мусульманских государствах в связи с оправданием Вильдерса, тем не менее, указанное решение суда, по существу, открывает еще один фронт психологической войны между Западом и исламским миром. Не случайно, в этой связи многие арабские газеты вспоминают о действиях американского проповедника Терри Джонса, который сжигал Священный Коран.

Одно из бейрутских изданий, увязывая данное событие с бомбардировками НАТО в Ливии, отмечает, что, что существу, исламофобия на Западе не только не сокращается, но и фактически нарастает, получая все новых и новых сторонников.

Стоит напомнить, что стран, в которых мусульмане составляют большинство населения, или где ислам является государственной или официальной религией, свыше 40 (всего же в Организации исламской конференции 57 членов). Мусульмане, учитывая нынешнее противостояние с западом, весьма щепетильно относятся ко всему, что, по их мнению, может расцениваться как оскорбление религии или искажение ценностей и символов.

Буквально несколько дней тому назад Египет потряс новый скандал, связанный с отношениями между мусульманским большинством и христианским меньшинством (считается, что примерно 10% населения арабской республики Египет это христиане-копты). Одного из богатейших людей Египта Н. Савириса обвинили в издевательстве над исламом, после того как он отправил на портал Твиттер рисунки, где мультипликационные герои — Мини Маус и Микки Маус были изображены в традиционных мусульманских одеждах. В этой связи несколько юристов мусульман обратились к властям с жалобой. Прозвучали призывы бойкотировать бизнес этого предпринимателя, который является коптом. На фоне существующей напряженности между христианами и мусульманами в Египте такого рода события особенно болезненны. Примечательно, что стоимость акций телекоммуникационной компании Нагиба Савириса, которая является крупнейшим работателем в стране, упала из-за продолжающегося скандала. Одновременно растет популярность ультраконсервативных исламистов-салафитов (представители этого направления в исламе, считают, что нужно вернуться к ценностям первых поколений мусульман, близких к пророку Мухаммаду и его учению).

Все это говорит о том, что МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ ЯВЛЯЕТСЯ ОСТРЕЙШЕЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Речь идет об очень хрупких материях, к которым надо относится архиосторожно и с очень высокой степенью терпимости. Вышеупомянутые примеры говорят о том, что все честные люди на земле должны объединяться ради отстаивания идей партнерства цивилизаций, и здесь крайне важно постараться изолировать экстремистов с двух сторон, не дать им возможности подорвать атмосферу доверия и таким путем столкнуть религии, культуры и цивилизации.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу