«Золотой ключик» для кладовых Монголии. Заметки о российских интересах. Часть 2

21.07.11

«Золотой ключик» для кладовых Монголии. Заметки о российских интересах. Часть 2

Эксперты МГИМО: Лузянин Сергей Геннадьевич, д.ист.н., профессор

Дороги. Кроме традиционного животноводства, наличия богатых залежей полезных ископаемых и растущей борьбы и конкуренции за эти ресурсы, Монголия в последние годы стала выгодным объектом для реализации масштабных инфраструктурных проектов. Одним из ключевых в этой сфере является строительство «Дороги Тысячелетия», соединяющей Запад и Восток страны, в котором участвуют десятки фирм из разных стран.

Две стороны российского бизнеса. «За» и «Против»

Если суммировать изложенную статистику по российскому бизнесу, складывается двойственное ощущение.

С одной стороны, очевидно, что Россия пока не нашла «золотого ключика», которым она могла бы спокойно открывать все монгольские кладовые. Отсутствует системность и долговременность в подготовке и реализации монгольской стратегии РФ. Зачастую налицо традиционные методы и подходы в рамках давних (достигнутых еще в советское время) экономических позиций — СП «Эрдэнэт», УБЖД, «Монголросцветмет» и др. Между двумя странами сохраняются высокие заградительные таможенные барьеры, отрицательно влияющие на объемы торговли.

Россия пассивно наблюдает за созданием консорциумов и групп из иностранных (китайских, южнокорейских, канадских и др.) компаний по разработке и эксплуатации стратегических месторождений Монголии. Роль приграничных российских регионов невысока в общей торговле и региональные связи продолжают носить прикладной характер. От этого страдают экономики Бурятии, Иркутской, Читинской обл., Тувы и других сибирских регионов.

С другой стороны, просматриваются ростки новых подходов и первые результаты на монгольском направлении. Это сказывается, например, в модернизации старых проектов (ГОК «Эрдэнэт», «УБЖД», КОО «Монголросцветмет»); формировании энергетических заказов со стороны Монголии и ответной российской реакции (реконструкция и строительство ТЭЦ, добыча урана); в инвестициях на разведку новых месторождений полезных ископаемых, борьбе за тендеры (в частности, месторождения монгольского «золотого треугольника» Таван Толгой, Оюу Толгой и Гурван Булган).

Конечно, новые шаги России встречают усиливающееся сопротивление и конкуренцию со стороны Китая, США, Республики Корея и других стран, особенно в проектах, связанных с разработкой ценных минеральных ресурсов (уголь, медь, уран, молибден и пр.). В том случае, если Россия по каким-либо причинам не будет продолжать упорно пробиваться через тендеры и сопротивление в перспективные сектора монгольской экономики, она снова будет отброшена на исходные (нулевые) позиции 1990-х гг.

На данный сценарий объективно работает подписанное в 2009 г. президентом России Д.Медведевым и тогдашним монгольским президентом Энхбаяром (нынешний президент — Эльбегдорж) двустороннее соглашение о создании совместного предприятия по разведке, добыче и переработке урана. В частности, речь идет о разработке Дорнодского уранового узла, а также месторождений Восточно-гобийского района Монголии. «Росатом» и монгольское Агентство по атомной энергии подписали межведомственный документ, который предусматривает создание СП по принципу «50×50». Тенденцию роста сотрудничества отразил недавний, июньский визит монгольского президента Эльбегдоржа в Россию и подписанные им с российскими руководителями документы.

Положительным трендом является устойчивый рост торгово-экономических отношений между Россией и Монголией. За 3 года объем двустороннего товарооборота увеличился более чем в 2 раза. В 2006 г. он составлял всего 592,9 млн. долл., в 2007 г. — 803,5 млн., в 2008 г. — 1328,6 млн., а в 2010 г. он преодолел планку 1 млрд. долл. На ближайшую перспективу (2015 г.) возможно увеличение торговли до 2–2,5 млрд. долл. Неиспользованным ресурсом пока остается формально существующая Зона Свободной Торговли «Кяхта-Алтан Булак».

Одним из залогов успеха в российском продвижении в Монголию является обязательная кооперация крупных государственных и частных российских компаний на монгольском направлении. Интерес к участию в крупных проектах в Монголии сегодня проявляют такие российские финансово-промышленные группы и компании как Государственная корпорация «Ростехнологии», Государственная корпорация «Росатом», ОАО «РЖД», ИнтерРАО, «Полиметалл», «Базовый элемент», «Ренова», «Газпромбанк», «Северсталь» и др.

Что в итоге? Таким образом, оптимальным для развития российской политики в Монголии является вариант, при котором две страны находят новое качество сотрудничества и взаимного экономического присутствия. Целесообразно поощрять пусть и небольшие, но с политической стороны важные монгольские инвестиции в иркутские, читинские, бурятские, тувинские, красноярские и другие местные проекты.

Новым для РФ является расширение спектра традиционных связей — включение и реализация сотрудничества в сфере атомной энергетики, добычи урана, транспортно-экономического комплекса, ресурсно-сырьевого и др. В перспективе развитие российско- монгольского двустороннего сотрудничества связано с общей реализацией дальневосточной стратегии России и превращением Монголии (наряду с Китаем и другими странами АПТР) одновременно в объект российских инвестиций и выгодный транзитный «коридор» из РФ в АТР и обратно. Будущее масштабное сотрудничество России с Монголией в сфере минеральных ресурсов и выход взаимной торговли на 2–3 млрд. долл. — одно из условий подъема экономического роста сопредельных регионов и областей РФ.

Поиски Россией «золотого ключика» для Монголии, когда нет уже СССР — «старшего брата», а есть мощная конкуренция и противодействие держав, дело чрезвычайно сложное и долгое. Но, одно очевидно, Монголию россиянам терять нельзя. Пусть «возвращение» туда займет не одно десятилетие, итог долгого пути окупит все нынешние и прошлые тревоги и разочарования…

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Journal-neo.com
Распечатать страницу