Пиратская партия авангарда

22.09.11
Эксклюзив

Пиратская партия авангарда

Эксперты МГИМО: Большова Наталья Николаевна, к.полит.н., доцент

Местные выборы в Берлине показали, что Христианско-демократический союз — партия канцлера Ангелы Меркель и часть правящей ныне коалиции ХДС/ХСС — теряет популярность. Вместе с тем, почти 9% голосов набрала Партия пиратов, получив 15 мандатов в берлинский ландстаг. Эксперт МГИМО, начальник Управления научной политики Наталья Большова рассказала, чем объясняется успех «пиратов» на выборах.

— С чем связаны причины падения популярности ХДС среди избирателей?

— В том, что ХДС заняла в 2011 г. второе место на выборах в ландстаг Берлина, набрав 23,4% голосов против 28,3% голосов СДПГ, нет явных признаков падения популярности ХДС среди берлинцев. Это достаточно стабильная ситуация для Берлина, за которым в последнее десятилетие закрепился имидж одного из самых свободолюбивых и демократичных европейских городов. Для сравнения можно привести результаты партий прошлых выборов.: ХДС получила 21,3% в 2006 г. и 23,8% в 2001 г., СДПГ — 30,8% в 2006 г. и 29,7% в 2001 г. соответственно. Несмотря на незначительную потерю — 2,5 процента, социал-демократы в целом сохранили свои лидирующие позиции. Консервативные лидеры и партии традиционно были здесь менее популярны по сравнению с социал-демократами и либералами. Это во многом объясняет то, что партия канцлера Ангелы Меркель в очередной раз проиграла СДПГ, лидером которых является бургомистр Клаус Воверайт, правящий в столице с 2001 г.

— Чем объясняется успех Партии пиратов, прошедшей в парламент Берлина? Какова социальная база «Пиратов»?

— Немецкие политики очень удивились сенсационному успеху Партии пиратов. Несмотря на это, он все-таки был не случаен, ведь «пиратам» удалось войти в берлинскую палату депутатов, не просто преодолев пятипроцентный барьер. Кандидаты от партии получили почти 9% голосов и 15 мандатов соответственно. Такой результат нельзя объяснить исключительно в духе — «новичкам всегда везет», так как берлинская партия образовалась еще в 2006 г. вслед за аналогичной шведской партией. Успех берлинских «пиратов» заключается в стратегии позиционирования себя как партии авангарда, пропагандирующей ценности постиндустриального информационного общества, выступающей за расширение свобод и прав граждан и против формальных запретов и ограничений, которые накладывают на людей государственные институты и бюрократический аппарат. Такая стратегия, как известно, наиболее близка продвинутой части молодежи, которая в силу своего максимализма склонна поддерживать радикальные новаторские партии. В то же время, как показали данные экзит-поллов, партия пиратов пользуется высокой поддержкой у высокообразованных слоев населения. Это тоже вполне объяснимо, поскольку именно эта категория населения всегда находится в авангарде общества, является локомотивом его развития. Помимо идеологической составляющей успеха, важнейшее значение имела правильная сетевая политика партии в интернете. В век информационных технологий все без исключения немецкие партии освоили новейшие интернет-технологии и завели свои странички в различных социальных сетях, контент которых регулярно обновляется специально нанятыми модераторами. Однако только Партия пиратов добилась такого внушительного эффекта, построив свою стратегию на прямом общении с электоратом в социальных сетях, без посредников. Можно сказать, что «пиратам» удалось «возродить» модель прямой демократии, которая раньше существовала только в Древнем Риме, Древней Греции и средневековых городах-государствах. Главная ценность прямой демократии заключается в том, что каждый гражданин может напрямую взаимодействовать с властями и получать «обратную связь». Хотя, безусловно, такую сетевую демократию можно назвать прямой лишь с оговорками.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу