Цена вопроса

21.10.11

Цена вопроса

Эксперты МГИМО: Лукин Александр Владимирович, д.ист.н., PhD

Создание объединений государствами СНГ стало явлением на евразийском пространстве. Если раньше создаваемые бывшими республиками организации — СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, ОДКБ — не затрагивали жизнь каждого, то Таможенный союз и Единое экономическое пространство касаются всех или почти всех. Ликвидация таможенной границы не только дает толчок развитию связей между компаниями государств-членов, но и означает, что жители ранее единой страны теперь не обязаны думать, что и сколько можно привезти родственникам и друзьям, не платя пошлин. В перспективе речь может пойти и о ликвидации границы как таковой. Вполне реально и введение единой визы для иностранных граждан по типу шенгенской.

Наблюдая происходящее, на Западе заговорили о возрождении СССР. Однако речь не идет о восстановлении единого государства в политическом смысле. Элиты бывших советских республик никогда не допустят, чтобы у них отобрали столь милые им признаки государственной власти: президентские титулы, автомобили с государственными флагами и резиденции.

Несмотря на успехи, некоторые вопросы с интеграцией на постсоветском пространстве все же возникают. Один из них — как глубоко и широко она пойдет. Другой — каким будет соотношение этих объединений с другими организациями, в которые входят не только страны бывшего СССР, например, ШОС.

Что касается экономических объединений — ЕврАзЭс, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, то все они могут быть выстроены в одну систему, различаясь по уровню интеграции. Ведь не все сразу будут готовы к интеграции самого высокого уровня. Примером может служить тот же ЕС, где, кроме членства, есть много различных степеней ассоциации.

ОДКБ, занимаясь вопросами безопасности, сможет соотноситься с экономическими объединениями примерно как НАТО и ЕС: членство там не совпадает и существует определенное разделение труда.

Что касается ШОС, то здесь встает вопрос о возможности подключения к процессам на постсоветском пространстве, крупных соседних государств Азии — Китая, Ирана, Индии. Без Китая, например, объединение бывших стран СССР не сможет стать проектом, альтернативным ЕС,- ни по экономической мощи, ни по политическому влиянию. Подключение Китая серьезно изменит ситуацию, вызовет на Западе уже совсем другую реакцию.

Вместе с тем открытие таможенной границы с таким промышленным гигантом, как Китай, который давно поднимает эту тему в рамках ШОС, поставит вопрос о жизнеспособности экономик стран СНГ, особенно небольших. Поэтому, говоря о подобных перспективах, необходимо тщательно обдумать все возможные последствия. В любом случае процесс реальной интеграции на постсоветском пространстве еще только начинается.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Газета «Коммерсантъ»
Распечатать страницу