Китай: «спрессованное столетие» (1911-2011)

28.10.11

Китай: «спрессованное столетие» (1911-2011)

Эксперты МГИМО: Лузянин Сергей Геннадьевич, д.ист.н., профессор

В КНР и на Тайване в этом году широко отмечают столетие Синьхайской революции. Появилось много различных публикаций и оценок этого исторического события, а также современных интерпретаций из серии, а если бы Китай после 1911 г. пошел по другому пути… Но сослагательные наклонения неприменимы и к китайской истории. Случилось то, что случилось. Главный ответ на вопрос — куда, в конечном счете, вывела Синьхайская революция, КНР дает сегодня.

Сто лет истории: много или мало?

Столетие (1911—2011 гг.) для китайской 5-тысячелетней истории — короткий отрезок времени. Но он сконцентрировал в себе колоссальный опыт развития, противоречий, борьбы, приобретений и разочарований. Опыт больших потерь и опыт больших побед. 100 лет истории — это попытки «соединять несоединимое». Иногда это получалось, иногда нет. Сегодня этот синтез (социализма и капитализма) стал получаться. Через него и происходит китайское обновление — явление в мировой истории новое и пока не до конца понятное.

Синьхайская революция (1911—1913 гг.) уничтожила последнюю цинскую (маньчжурскую) династию и монархическую систему в Китае. Новая политическая система и новые идеологии формировались в борьбе. Революция породила несколько противоположных явлений. С одной стороны, процесс политического хаоса, режимы удельных генералов, кровавую борьбу различных кланов и группировок за власть. С другой стороны, — республиканские идеи на юге Китая, которые, однако, были потоплены в крови переворотов и гражданских войн.

В 1920–1930-е гг. хаос победил гармонию и единство. Крестьянский, полуфеодальный Китай пытался очиститься от противоречий внутри страны и, одновременно, вырваться из оков полуколонии внешнего мира.

«Винтовка рождает власть». Первые шаги

Шанхайский съезд 1921 г. и образование КПК было первым шагом на долгом пути создания нового Китая. Родившаяся компартия была небольшой «каплей» в море феодального и милитаристского хаоса. Но эта «капля» постепенно превращалась в «ручей», а в начале 1930-х гг. в «реку», которая уже пыталась пробить новое «русло» для развития страны.

«Маршруты» этой «коммунистической реки» тогда никому не были точно известны, включая самих руководителей партии. Стратегия и тактика постоянно менялись. Исходили больше из конкретной обстановки, советов Коминтерна — Москвы. Позже появилось крылатое выражение председателя Мао — «винтовка рождает власть», отразившее суть процесса.

Советские районы в отдаленных районах Китая были попыткой КПК адаптировать элементы существующего опыта СССР. Не всегда и не во всем он был удачен. Но советский опыт и практическая помощь СССР была реальной и неоценимой. «Винтовка» китайских коммунистов поднимала миллионы людей. Она была опорой веры, что «коммунистическая река» выведет страну из хаоса.

Вторая мировая война в Азии началась раньше, чем в Европе. Империалистическая Япония, напав на Китай, погруженный в раскол гражданской войны, пыталась использовать внутренний хаос. Вторая мировая война готова была захлестнуть и уничтожить Китай. Но он при помощи СССР и его участии выстоял. Более того, Китай состоялся как равноправный участник антигитлеровской коалиции союзников.

«Китайская пассионарность» — от разрушений до созиданий

Проблема идеологического выбора в пользу КПК была решена 1 октября 1949 г. Элементы революционной энергетики превратились в гигантскую «пассионарную волну», которая была способна создать новое общество и новое государство. В руках председателя Мао сконцентрировалась огромная сила, которая могла творить, созидать, но могла и разрушать, уничтожать. Это было опасное, но мощное оружие — беззаветная вера людей в «революционного Бога». «Культурная революция» стала страшным примером такого разрушения и возвращения на 10 лет хаоса в Китай.

Сила очищения и стремление к гармонии возобладали. Пленум ЦК КПК 1978 г. был примерно такой же «каплей» обновления, как в свое время 1-й шанхайский съезд КПК 1921 г. Политика реформ Дэн Сяопина собрала в «кулак» мощную, созидательную энергетику и нейтрализовала хаос в стране. Однако непредсказуемая энергетика всегда была и остается в китайском народе. Дэн Сяопин просто привел в идеальное соответствие форму и содержание реформ, нашел великую мотивацию — возрождение нации.

В чем истинный социализм?

Возможно, что в 1990 — первой половине 2000-х гг. Китай заплатил чрезвычайно высокую социальную цену за темпы роста экономики, за проценты прироста ВВП. Заплатил чистотой окружающей природы. Сегодня проблемы простого человека, его нужды и потребности — в центре стратегии реформ. Это принципиально важно. Может быть, это и есть настоящий, китайский социализм?

Реформы Дэн Сяопина — изменили общественное сознание миллионов китайцев. Появилась уверенность в своих силах и возможностях. Китай для миллионов китайцев перестал быть жертвой колониальной западной истории. Сегодня он активный созидатель и строитель «справедливого и гармоничного мира». Идеи председателя Ху Цзиньтао работают на создание нового положительного образа азиатского гиганта.

Путь «социалистического Дао». Куда он приведет Китай?

Путь Дао — это постоянное совершенствование себя в процессе движения. Китайские руководители сумели перевести путь самосовершенствования с индивидуума на общество в целом. Традиции органично соединились с современными тенденциями и глобализацией. Китай, иногда осторожно, а иногда стремительно идет по Великому Пути Дао. Одни называют этот путь «социализмом с китайской спецификой», другие — особым, «третьим путем». Но, главное, что сам путь уже сегодня стал для китайского народа необратимым процессом, смыслом существования нации. Причем это движение подразумевает не только развитие страны сегодня, но и поступь китайской цивилизации завтра. Куда это движение выведет Китай — ответ даст будущее…

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Новое восточное обозрение
Распечатать страницу