Эффект бабочки

20.11.11

Эффект бабочки

Эксперты МГИМО: Миловидов Владимир Дмитриевич, к.экон.н., доцент

На выходе из подземного перехода в центре Москвы прямо перед моими глазами возник рекламный видео-щит. На нем крутился ролик: на красном фоне сначала появился профиль человека в очках, затем и сам человек в полулежащей позе, как в кресле, но на сложенных столбиками монетах, затем…

— …Ну вот, — подумал я, — не успел порадоваться тому, что над московскими улицами исчезли бесконечные рекламные перетяжки, как тут такое. В моем понимании ни одна перетяжка, которая, конечно, портит облик столицы, не может сравниться с этим вполне культурно размещенным «информационным контентом». А, ведь, этому «контенту» вообще не место ни на рекламных табло, ни в информационном поле. Свалка истории — вот, где ему пободает быть, да и то лишь в назидание поколениям, чтобы избегать ЭТОГО всегда и при всех обстоятельствах…

На первый взгляд эта реклама и вовсе не ужасна. Предупреждение о вреде финансовых пирамид, телефон, по которому якобы можно получить финансовые консультации. Да вот в одном проблема, в знакомой до оскомины трехбуквенной аббревиатурае — МММ. И конечно, три бабочки…

…«Из света в тень перелетая». Эта строчка из стихотворения Арсения Тарковского в 90-е стала рекламным слоганом МММ. Куда летела эта «тройка», все хорошо знают. Тогда многих охватывала эйфория чудесного превращения из скованной жестким панцырем куколки пост-советской нищеты и убогости в прекрасную и роскошную бабочку рыночно-капиталистического процветания. Кому только не хотелось, вот так взмахнуть своими крыльями, отливающими на солнце всеми бликами благополучия, взвиться в облака беззаботности. Это было бы настоящее перерождение, а ни какая-то натужнная мимикрия блеклой моли, всю свою короткую жизнь обреченной видеть мрак душного шкафа и поедать безвкусье старых шерстяных носков… Из света в тень…

Для многих этот желанный взмах закончился падением в еще более глубокий мрак отчаянья. Душа моли задохнулась нафталином собственных иллюзий. Нарисованные на рекламных плакатах бабочки, взмахнув крыльями, вызвали со временем тектонические сдвиги в сознании людей. Именно тогда, в бурные 90-е годы накапливалось устойчивое недоверие ко всем видам финансовых операций. Это происходило именно тогда, когда вокруг прорастали побеги финансового рынка, новой экономики, объективно требующих инвестиционных ресурсов, сбережений. Но где там: взмах крыльев бабочек МММ вызвал инвестиционную засуху. Причем, даже не сама по себе пирамида или ее крах привели к этому эффекту. МММ — это целая индустрия посредников, активистов, живущих за счет обмана других. Сколько тех, кто ради собственного заработка втянул в МММ своих близких и друзей, раз и навсегда заложив в подкорку и своего, и их сознания одну мысль — не верь никому! Не доверяй! А уж если идешь на финансовый риск, обязательно тяни с собою тех, чьими деньгами ты потом оплатишь свой барыш.

Эффект бабочки МММ — не только в недоверии, но и в осознании «правила»: финансовый мир — это выгода одного, за счет другого. Наверное и зачастую это так. Но это извращение. Это не правило финансовой системы, созданной человеческим умом и чтобы зарабатывать, и чтобы уменьшать риски, и создавать капиталы для продуктивного использования в экономике. Финансовый рынок — это доверие и репутация. Когда же он формируется по правилу: одни его участники нужны лишь, чтобы обогащались другие, — этого рынка нет. Есть мимикрия шулерства и воровства под финансовые отношения.

Тот факт, что наш рынок переживает не самые простые времена и стоит перед выбором ресурсов дальнейшего роста, во многом эффект тех самых бабочек. Их пархания над толпами зомби МММ у офиса на Варшавке. Мы сейчас видим, как и сам Мавроди мимикрирует под нечто законное и правильное. Какие хорошие слова про вред пирамид, про финансовое консультирование! Он, видимо, следит за развитием идей наших участников рынка, те ведь тоже грезят мечтой об инвестиционных консультантах. А что? Вот один уже готов к этой работе. Ну, кто может дать лучший инвестиционный совет, как ни создатель финансовой пирамиды?! Он-то знает, что почем!

Именно почем! Мавроди вещает в интернет эфир из четырех стен своего аскетического жилья. Всем должен, приставы не могут взять с него ни гроша. А тут реклама в центре Москвы. Или тот, кто ее разместил был движим иллюзией, что это социальный проект в области финансового просвещения? Не иначе!

Иллюзии и укоренившаяся вера в них — тот же эффект бабочки. «Ведь, кто-то сумел забрать свои деньги!» — говорят одни. «Да, если бы не помешали, и мы бы получили доход!» — восклицают другие. «Дайте шанс и мы свое вернем!» — молят третьи… И что же? Спрос находит предложение. И пусть, что за прошедшие годы были выявлены и прекращены десятки самых разных финансовых пирамид, в которых многие потеряли (в который раз) свои сбережения. Иллюзия, порожденная взмахом крыла бабочки в начале 90-х, стала разве что сильнее.

Я периодически читаю разные блоги и форумы с участием представителей и участников нашего финансового рынка. Что только они не говорят. Особенно умиляет пафос по поводу малого бизнеса, мелких финансовых компаний… Крупные, уже почти с международной репутацией лидеры российскорго рынка не могут ничего противопоставить бабочкам, по-прежнему хлопающим крыльями в головах обывателей! Наши говоруны сами не заметят, как маленькая брокерская конторка в российской глубинке начнет приторговывать очередным изданием билетов-счастья. Потом другая и третья… Спрос рождает предложение. Когда нет спроса на одни услуги, появляется спрос на другие, особенно, если они сопровождаются «тонким» намеком на высокий доход. Я как-то уже приводил цитату одного ученого о том, что люди обычно верят оптимистам, даже если они вводят их в заблуждение. Так устроен человек.

И, наверное, по этой же причине мало кого убеждают реалистичные прогнозы скромных заработков, затяжного кризиса, падения индексов. Ну что, действительно, можно предложить рядовому местному инвестору? Доходы, защита инвестиций, заботящиеся о каждой копейке профи. Лишь ухмылка на лицах… Вы, мол, сами-то в это верите, будто спрашивают обыватели. И уже не заметно для самих себя наши профи начинают восстанавливать в памяти взмахи крыльев тех самых бабочек. Вот уже и конкурсы с 3000% доходов!

…Рей Бредбери в начале 50-х написал рассказ «И грянул гром». По мотивам рассказа в 2005 году вышел одноименный фильм. Героям этой истории удалось вернуться в прошлое и исправить ошибку, которая привела к катастрофическим изменениям в истории всей человеческой цивилизации. Это — фантастика и никто не в состоянии перемещаться во времени. Хотя… Время, ведь, в нас самих. И мы в состоянии изменить себя, хотя бы чуть-чуть, на едва уловимый взмах крыла бабочки…

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Блог Владимира Миловидова
Распечатать страницу