Европа в тисках «мультикультурализма»

21.11.11

Европа в тисках «мультикультурализма»

Эксперты МГИМО: Пономарева Елена Георгиевна, д.полит.н., профессор

Во французском городе Нант начался суд над тремя женщинами, обвиняемыми в нарушении запрета носить в общественных местах мусульманский платок никаб

Заседание в очередной раз привлекло внимание общественности к судьбе «мультикультурализма», который еще несколько лет назад считался одной из идеологических опор «единой Европы».

Обострившийся кризис в еврозоне и обнародованные лидерами Франции и Германии проекты ее переформатирования как крайнего средства спасения единой европейской валюты на какое-то время перевели дискуссии о судьбах ЕС в финансово-экономическую плоскость.

Однако и долговые проблемы Греции, и внутриполитические перестановки в Италии, и снижение рейтингов инвестиционного доверия Испании, Португалии или Ирландии суть различные проявления одного и того же процесса — кризиса европейской идентичности.

Дело в том, что Евросоюз за последнее десятилетие действительно сумел разработать и даже где-то навязать европейцам необходимость следования общим моделям поведения в самых различных областях — от пресловутой политкорректности и толерантности к иммигрантам до функционирования единой европейской экономики. Но оказалось, что подобные модели не только все еще слабо работают в рамках обширного европейского пространства, но и способны вызвать отторжение у значительной части населения стран-членов Евросоюза.

Пока тот же "мультикультурализм" или необходимость следования общим параметрам бюджетной политики не выходили за рамки политических деклараций о намерениях — особых проблем не возникало. Однако как только рецепты Евросоюза наталкивались на конкретные события и условия в той или иной стране — возникал острый конфликт, немедленно приобретающий широкий общественный резонанс.

Стоит напомнить, что и проблема - носить или нет мусульманские платки - возникла во Франции не сегодня. Ее корни уходят, по крайней мере, в драматические события конца 2005 года — когда парижские предместья превратились в арену массовых беспорядков, движущей силой которых стали именно выходцы из мусульманских стран. И Николя Саркози — тогда еще министр внутренних дел — обоснованно подчеркивал, что одними пожарными бригадами «пламя Парижа» не погасить: нужна комплексная программа адаптации легальных иммигрантов и выдворения нелегалов. Но Евросоюз так и не выработал подобную программу.

Между тем противники существующей сегодня в Европе — можно сказать, лозунговой, - интеграции используют в своей пропаганде те же методы, что и сама брюссельская бюрократия. А именно — обобщения. Только если лидеры Евросоюза обобщают общетеоретические модели интеграции и видят в них панацею от существующих проблем, то их оппоненты идут от фактов.

Достаточно вспомнить пример Швейцарии. Накануне прошедших в конце октября выборов в Национальный совет этой альпийской республики праворадикальная Швейцарская народная партия выстроила свою агитацию вокруг проблемы продолжающегося наплыва нелегальных иммигрантов — притом, что население страны уже сейчас на 23% состоит из иностранцев.

Предметом судебных разбирательств даже стал один из плакатов, озаглавленный «Косовары режут швейцарцев» и посвященный инциденту, когда выходец из Косово убил руководительницу местной социальной службы за то, что ему, по его словам, «предоставили слишком маленькую финансовую помощь». Юристы разошлись в оценках, а вот избиратели отдали Швейцарской народной партии почти 27% голосов и уверенное первое место.

Тем не менее кризис «мультикультурализма» и других интеграционных моделей имеет не только внутриевропейское, но и более широкое геополитическое измерение. Ведь в мире существует немало желающих воспользоваться слабостью "единой Европы". Речь идет о конфликте, в том числе и цивилизационного характера,  — отметила в беседе с «Голосом России» эксперт в области сравнительной политологии МГИМО МИД РФ Елена Пономарева:

«Я называю это психо-исторической войной. Она заключается в том, что наши оппоненты не понимают наше мироощущение и мировоззрение. И в конечном итоге получается, что подобное непонимание вызывает ненависть. В последние годы реальная европейская интеграция как взаимовыгодное взаимодействие равноправных партнеров зачастую подменялось навязыванием тех или иных моделей.

В 1990-е годы Запад активно навязывал свое видение государственного обустройства балканским народам, жителям бывшей Югославии. В 2000-е годы пришла пора навязывания социально-экономических моделей и принципов политкорректности уже в масштабах всей Европы. Выходцы из стран исламского мира все более агрессивно навязывают "добропорядочным европейцам" собственные модели поведения.

Сегодня уже можно констатировать, что Европа стала жертвой собственных геополитических амбиций и самонадеянности. И решить проблему цивилизационных взаимоотношений запретами на ношение платков или, наоборот, демонстративными высылками нескольких десятков цыган или албанцев вряд ли удастся».

Оценивая недавние британские беспорядки, газета The Times весьма справедливо заметила, что теперь «политики должны предложить нам концепцию переустройства страны». Под этим высказыванием, безусловно, подпишутся все жители «единой Европы».

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу