Дурбанские страдания

12.12.11
Эксклюзив

Дурбанские страдания

Эксперты МГИМО: Мастушкин Михаил Юрьевич, к.техн.н., доцент

Доцент кафедры государственного управления и права Михаил Мастушкин — о конференции стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

С 28 ноября по 9 декабря в Дурбане (ЮАР) проходила 17-я конференция стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Так как действие Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК) 1995 года истекает в 2012 году, существовала критическая необходимость принятия итогового документа конференции, который определял бы контуры дальнейших действий по созданию действенного международного механизма реализации климатической политики. Это и привело к продлению сроков конференции до утра 11 декабря.

Сложный процесс выработки и принятия решения о новом глобальном климатическом соглашении, приходящем на смену Киотскому протоколу, с большой долей вероятности будет тормозиться из-за несогласованности позиций стран, как ратифицировавших, так и не ратифицировавших указанный протокол, анализирующих, прежде всего, свои затраты на достижение устанавливаемых мировым сообществом климатических целей.

Именно такой вывод можно сделать, несмотря на принятие в Дурбане итогового документа, продляющего действие протокола на второй период (приблизительно на пять лет).

Конференция так и не решила свою главную задачу, которая, по мнению авторитетных международных экспертов, заключалась в выработке устраивающих все страны подхода и механизма его реализации, связанного с экономическим стимулированием сокращения выбросов парниковых газов, что позволило бы вовлечь в участие в новом глобальном климатическом соглашении прежде всего такие страны, как КНР и США.

Справка
КНР и США по данным МЭА осуществили в 2009 году приблизительно 41% от глобальной эмиссии парниковых газов. Если КНР выступила с официальной позицией относительно сокращения выбросов парниковых газов и обозначила контрольные цифры по снижению эмиссии парниковых газов в рамках задач 12-й пятилетки, то США даже не представили своей официальной позиции по вопросам нового соглашения.

Официальная позиция Российской Федерации по вопросам климатической политики была представлена на конференции главой делегации Правительства Российской Федерации, советником Президента Российской Федерации, специальным представителем Президента РФ по вопросам климата А.И. Бедрицким. В ней, в частности, отмечается, что:

  1. Киотский протокол в существующем виде (без участия основных стран-эмитентов) не решает проблемы глобального потепления, не обеспечивает достижение глобальной цели в 2 градуса Цельсия (по некоторым данным, представленным к конференции, темпы разогрева атмосферы достигнут 3,5 градусов Цельсия), не обеспечивает экологической целостности. Исходя из этого, Россия не берет на себя количественных обязательств во втором периоде действия Киотского протокола (таких же позиций придерживаются Канада и Япония).
  2. Россия является сторонницей разработки нового по качеству климатического соглашения, в котором нужно учитывать и разграничивать роль развитых и развивающихся стран, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов. Заявлено, что ключевыми элементами переговорного процесса после Дурбана должны стать пакетные решения по Канкунским обязательствам развитых и развивающихся стран (принятым в прошлом году на 16-й конференции). Также должны быть разработаны критически важные для нового соглашения решения по всеобъемлющему учету роли бореальных и тропических лесов для снижения выбросов парниковых газов, а также по обновленным механизмам гибкости, содействующим выполнению обязательств.
  3. Россия после 2012 года намерена приступить к выполнению объявленных обязательств по снижению антропогенных выбросов на 15-25% к 2020 году от уровня 1990 года параллельно с работой по заключению глобального соглашения.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что разработка нового климатического соглашения, в котором Россия должна принять участия с начальных стадий, а не повторять историю своего участия в Киотском протоколе, будет проходить под влиянием следующих трендов:

  • роста народонаселения, сопровождающегося ростом потребления первичных природных ресурсов;
  • стремления развивающихся стран получить «экологические контрибуции» за долгие годы эксплуатации их природных ресурсов развитыми странами (с использованием механизма зеленого фонда);
  • технологической экспансии развитых стран, заставляющей развивающиеся страны переходить на новый технологический базис;
  • наличия мнения научной общественности о смене в среднесрочном периоде (до 2050 г.) повышающегося температурного тренда на понижающийся в связи с изменением ряда факторов, воздействующих на климат, в т.ч. в связи с усилением вулканической деятельности и др.

Для Российской Федерации важно рассчитать выгоды будущих периодов от участия в глобальном климатическом соглашении. К сожалению, в связи с различными факторами, страна не смогла получить сколь-нибудь значимых выгод от участия в ратифицированном ею Киотском протоколе.

Также проблематичным для получения выгод в будущем периоде представляется действующий механизм торговли квотами на выброс парниковых газов при постоянном снижении стоимости за тонну выброса, особенно в условиях продолжающихся попыток переноса производств с высокими эмиссиями парниковых газов из развитых стран в развивающиеся. Для России таким примером может служить попытка создания по всей стране производств биотоплива, экологичного только при его потреблении.

В любом случае России предстоит активизировать участие в переговорном процессе по новому глобальному климатическому соглашению, исходя из условия отстаивания собственных интересов социально-экономического развития в средне- и долгосрочной перспективах.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу