Возможности и задачи российского бизнеса в рамках единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана

30.12.11
Эксклюзив

Возможности и задачи российского бизнеса в рамках единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

Директор Центра постсоветских исследований ИМИ Станислав Чернявский — о перспективах российского бизнеса в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России, которое официально стартует 1 января 2012 года.

Единое экономическое пространство трех стран открывает качественно новый этап в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Объективные условия для консолидации экономического сотрудничества трех стран давно сложились, техническая работа проведена с учетом интересов всех партнеров, появилась и политическая воля высшего руководства. Таким образом, есть все основания полагать, что «локомотив постсоветской интеграции» в формате ТС-ЕЭП начинает активное движение.

Значительную роль в обеспечении рентабельности интеграционных связей России с ее партнерами по ТС-ЕЭП призван сыграть российский бизнес.

Инвестиционная экспансия российского бизнеса в страны ТС/ЕЭП является катализатором формирования единого рынка, реальным «толкачом» по продвижению принятых на государственном уровне решений. Снятие таможенных барьеров открывает деловым людям дополнительные возможности, сокращаются или облегчаются юридические процедуры по оформлению документов, ожидается значительное снижение транспортных издержек.

Это — в теории. Но на практике все пока не так гладко.

Во-первых, в таможенном законодательстве ТС содержатся положения, ограничивающие свободу перемещения некоторых товаров. Имеются в виду те товары, на которые еще не установлены единые ставки ввозных пошлин, а также товары, облагаемые экспортными пошлинами в одном из государств-участников или в отношении которых установлены антидемпинговые, специальные пошлины и другие защитные меры. Во-вторых, свободному перемещению товаров мешает так называемый принцип резидентства, в соответствии с которым компания государства-участника ТС имеет право проводить таможенное оформление товаров только в той стране, где она зарегистрирована.

Бизнес беспокоит неодинаковое толкование норм Таможенного Кодекса ТС соответствующими службами трех государств. Тем более что таможенное законодательство является лишь одним из многих правовых регуляторов экономической сферы. Существуют гражданское, валютное законодательство, множество других элементов правоприменительной практики, которые еще не включены в процессы экономической интеграции. Успешное функционирование ТС требует более широкого информирования предпринимателей о возможностях сотрудничества и направлениях, представляющих особый интерес для координации усилий.

Не преодолены «разночтения» в определении механизмов госзакупок, ценообразования, правил борьбы с контрафактом, железнодорожных тарифов, объемов государственной поддержки сельского хозяйства, регулирования ввоза транспортных средств и других аспектов экономической деятельности. Немало и других нерешенных проблем.

Для крупного российского бизнеса наиболее интересными направлениями являются добыча и транспортировка углеводородов, энергетика, телекоммуникации, машиностроение, транспорт, банковский сектор, сельское хозяйство. В качестве перспективных направлений интеграционного сотрудничества могут быть рассмотрены взаимодействие в металлургии, специализированных отраслях ТЭК, ВПК, самолетостроении, судостроении, атомном машиностроении, химической промышленности, углубление сотрудничества в области разработки высоких технологий.

Средний и малый бизнес заинтересован во взаимодействии в области информационных технологий (ИТ), банковской и страховой деятельности, торговле.

Разумеется, как в Белоруссии, так и в Казахстане свои реалии ведения бизнеса — свое национальное законодательство, свои традиции его применения на практике.

Экономика Белоруссии на данном этапе нуждается в радикальных реформах менеджмента. Системный кризис, две девальвации национальной валюты и гиперинфляция, а также поздний отказ от эмиссионной поддержки реального сектора и хронический дефицит внешнего счета текущих операций создают весьма слабые предпосылки для благополучия страны в 2012 г. Ожидаются жесткие структурные реформы и перестройка экономики.

Хотя в целом российский бизнес имеет большие перспективы для продвижения на белорусском рынке, налицо немало препятствий неэкономического свойства. В первую очередь, политические амбиции национальной элиты, которые часто не подкреплены ни экономическими, ни организационными, ни иными реалиями. Негативную роль играет стремление белорусских властей использовать любую внешнюю помощь для реализации своих амбиций при игнорировании реальных экономических оснований сотрудничества. Особенностью рынка является и то, что многие белорусские фирмы предпочитают вести деятельность внутри страны, а расчеты и уплату налогов — за ее пределами, через свои филиалы за границей. В оффшоре ведут свой бизнес многие программисты, строители, фирмы, оказывающие образовательные, консалтинговые и переводческие услуги.

Что касается Казахстана, то в его ведущей отрасли — нефтегазовой — реальные масштабы российского присутствия весьма скромны. Более 70% нефтегазовых ресурсов находятся под контролем западных компаний, а уровень китайского присутствия гораздо выше российского. Поскольку российские нефтегазовые компании сосредоточились на «легких проектах», которые при минимальных инвестициях дают быструю прибыль, сокращая при этом долгосрочные капиталовложения на геологоразведку и разработку месторождений повышенной сложности, казахстанская сторона стремится ориентироваться на сотрудничество с западными и азиатскими корпорациями, которые обладают современными и эффективными технологиями глубокой переработки углеводородного сырья. Другими словами, России необходимо усилить акцент на проектах по глубокой переработке нефти и газа с получением продуктов с высокой добавочной стоимостью.

В области транспорта весьма перспективным является участие российских компаний в создании транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Речь идёт о создании современной придорожной инфраструктуры, логистических центров, сети комфортабельных пунктов отдыха, торговли, хранения грузов, создании тысяч рабочих мест, улучшении благосостояния людей, живущих вдоль этой магистрали.

Пока белорусскими и казахстанскими партнерами озвучивается интерес к созданию российским бизнесом совместных предприятий по формированию новых логистических маршрутов на территории всего Таможенного союза. Особое внимание к этому аспекту взаимодействия во многом вызвано заметным с начала деятельности ТС увеличением объемов грузоперевозок по территории Белоруссии и Казахстана.

По мере формирования ТС будут возникать конфликты интересов отдельных бизнес-групп, которые будут трактоваться всеми заинтересованными сторонами как «межгосударственные противоречия». Большинство возникающих проблем порождены субъективными подходами бизнес-элит, зачастую не имеющих под собой адекватного и объективного представления о реальном положении вещей.

Подобная ситуация потребует согласованных взаимных уступок для достижения взаимовыгодного уровня сотрудничества. Важно, чтобы при обсуждении разногласий превалировал конструктивный подход.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу