Афганистан: новое тысячелетие — начало «столетней» войны или «вечного» мира?

25.01.12

Афганистан: новое тысячелетие — начало «столетней» войны или «вечного» мира?

Эксперты МГИМО: Небольсина Мария Александровна, к.полит.н.

История миссии в Афганистане: вызовы и трудности операции

В октябре 2011 г. исполнилось десять лет с момента начала военной кампании США в Афганистане. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1386 от 20 декабря 2001 г. в Афганистане наряду с американской кампанией «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom) была развернута военная миссия НАТО, получившая название «Международные силы содействия безопасности» (МССБ, или International Security Assistance Force — ISAF). Статус и правовые аспекты нахождения международных контингентов в Афганистане регулируются Военно-техническим соглашением от 4 января 2002 г., которое было заключено между МССБ, возглавляемыми Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, и Временной администрацией Афганистана.

Первоначально МССБ были сформированы из подразделений армий 17 государств общей численностью 4000 чел. При этом подразделения армии США не вошли в состав МССБ, а сохранили собственную «вертикаль» командования в рамках операции «Несокрушимая свобода». По состоянию на 9 сентября 2011 г., численность международных сил безопасности составляла 130670 чел.

За десятилетие пребывания в Афганистане иностранных войск проводились многочисленные конференции, посвященные проблемам восстановления ИРА, создания условий для развития гражданских институтов, а также вопросам финансирования. Афганистану неоднократно оказывалась материальная помощь странами-донорами. Начиная с 2001 г., общая сумма донорской помощи составила более 40,5 млрд долл.

Однако затянувшаяся кампания не позволила решить те задачи, которые ставились в начале военной операции. Базы боевиков не были полностью ликвидированы, они лишь переместились на приграничные с Пакистаном районы, а также на территорию самого Пакистана. Проблема терроризма по-прежнему стоит очень остро, а наркопоток, который идет из Афганистана и распространяется по всему миру, вырос в десятки раз. По данным Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA), Афганистан является мировым лидером по незаконному производству опиума и героина.

Приход новой администрации в США, пересмотр стратегии в отношении Афганистана и вовлечение Пакистана в решение Афганского вопроса

После прихода к власти администрации Б. Обамы в начале 2009 г. в отношении Афганистана была принята новая стратегия под названием «АфПак», в сферу действия которой попали как Афганистан, так и Пакистан. Целью стратегии провозглашалась не только борьба с терроризмом, но и реализация программы социально-экономического и социально-политического развития региона.

Позднее, выступая 1 декабря 2009 г. перед курсантами Военной академии США в Вест-Поинте, Б. Обама представил еще одну стратегию по Афганистану, согласно которой в 2010 г. планировалось увеличить контингент американских войск в этой стране за счет переброски дополнительных частей в количестве 30000 чел.

Стратегия была выстроена с учетом трех ключевых аспектов:

— военная составляющая позволила бы перехватить инициативу у талибов, обучить афганские силы безопасности, а также передать власть афганскому правительству и начать вывод из Афганистана международных сил безопасности в июле 2011 г.;

— сотрудничество с ООН, странами-союзниками и афганским народом позволило бы выработать эффективную стратегию развития общества и повышения уровня безопасности в стране (для этого Б. Обама призвал союзников последовать примеру США и направить в Афганистан дополнительные военные силы);

— сотрудничество с Пакистаном способствовало бы противодействию террористам, поскольку проблема терроризма является насущной и для Пакистана, где предпочитают скрываться талибы; к тому же не стоит забывать, что Пакистан — ядерная держава. (В своем выступлении Б. Обама заявил, что готов оказать поддержку тем талибам, которые сложат оружие и откажутся от насилия.)

В Стратегии национальной безопасности 2010 г. в отношении Афганистана были обозначены практически те же цели, что и в выступлении Б. Обамы в Вест-Поинте. Это позволяет сделать вывод, что по Афганистану США имеют четкую долгосрочную позицию. Кроме того, акцент стратегии на сотрудничество с Пакистаном и привлечение его в качестве партнера с целью прекращения проникновения боевиков из Афганистана на территорию соседнего исламского государства говорит о том, что проект «АфПак», провозглашенный Б. Обамой в начале его президентского срока, является реально действующим и очень важным для США с точки зрения борьбы с терроризмом, а также в преддверии сворачивания военной миссии в Афганистане и передачи власти афганскому правительству.

Поиск выхода и пути завершения военной операции

Важно отметить, что с момента представления стратегии в Вест-Поинте сроки вывода войск из Афганистана и передачи власти афганскому народу не изменились. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности 2010 г., окончательная передача власти афганскому народу должна произойти в 2014 г., что предполагает сокращение бюджета на военную операцию. Так, если в 2011 г. на чрезвычайные зарубежные военные операции, по заявлению заместителя госсекретаря США, Соединенным Штатам необходимо было выделить 159,3 млрд долл. , то уже в 2012—2015 гг. расходы на эти цели планируется сократить до 50 млрд долл. в год. В Соединенных Штатах хорошо понимают, что военное присутствие в Афганистане затянулось, кампания буксует, а мир и стабильность никак не приходят на афганскую землю. Отказ от продолжения ставшей уже бессмысленной войны, сокращение бюджета на зарубежные военные операции, окончательная передача власти законному правительству и начало процесса восстановления Афганистана позволят нынешней американской администрации, если не «уйти красиво», то хотя бы повысить свой рейтинг в преддверии президентских выборов в США, а также, возможно, приобрести поддержку в лице глав правительств Афганистана и Пакистана.

Перспективы восстановления Афганистана и развития государства после вывода войск

Что касается самого Афганистана, то необходимо помнить, что эта страна находится в состоянии войны уже не одно десятилетие и говорить о скором восстановлении порядка в ней пока преждевременно.

Несостоятельность военной кампании последнего десятилетия, пожалуй, можно объяснить недооценкой многих важных составляющих. Во-первых, Афганистан — это исламское государство и установление демократии в ее западном понимании здесь невозможно. Во-вторых, в Афганистане сильно развита клановость отношений, поэтому, возможно, именно переговоры в большей степени, чем оружие, позволили бы решить многие проблемы. В-третьих, из-за бездействия американцев и миссии НАТО ситуация с выращиванием опиумного мака и производством наркотиков вышла из-под контроля и породила новые проблемы.

На данном этапе переговорный процесс складывается непросто. Многие полевые командиры являются либо родственниками, либо близкими друзьями тех, кто занимает высокие посты в действующем афганском правительстве. Таким образом, клановость и коррумпированность власти значительно затрудняют процесс нормализации ситуации. 19—20 октября 2011 г. госсекретарь США Хилари Клинтон посетила сразу две страны — Афганистан и Пакистан — и призвала Пакистан перестать оказывать содействие проникающим с территории Афганистана боевикам и не предоставлять им убежище.

Ход переговоров чуть не сорвало убийство в сентябре 2011 г. бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани, который руководил процессом мирного урегулирования. А последний инцидент с попавшей в интернет видеозаписью, где американские военнослужащие издеваются над телами убитых талибов, и вовсе вызвал шок не только среди мусульманского населения, но и во всем мире. До конца не ясно, как подобное поведение иностранных военных повлияет на ход переговоров.

На сегодня рано подводить окончательные итоги кампании, поскольку она еще не завершена. Неясным остается вопрос о военных базах НАТО и США на территории Афганистана, на строительство которых были выделены огромные бюджетные средства. Как они будут использоваться после ухода войск? Какова вероятность возникновения ситуации, при которой базы могут оказаться в руках боевиков? Возникает и другой, не праздный вопрос: действительно ли США, несмотря на заявления о завершении операции, планируют окончательно уйти из Афганистана, и не являются ли оставленные в таком случае базы неким форпостом для контроля над государством в дальнейшем?

***

В заключение следует отметить, что до установления мира в стране наиболее вероятным сценарием развития событий вокруг Афганистана является поэтапный вывод иностранных войск, налаживание переговорного процесса, восстановление институтов гражданского общества и институтов власти, а также постепенная «афганизация» государства, предполагающая полную передачу власти легитимному афганскому правительству.

Мобилизация населения и привлечение его к восстановлению собственного государства и есть часть процесса «афганизации». Это позволит, с одной стороны, занять часть населения, которая за годы войны отвыкла от мирного социального труда и общения, а с другой — сплотить афганцев единой идеей возрождения страны.

Со стороны руководства страны потребуется приложить немалые усилия для налаживания переговорного процесса с внутренними силами. Причем этому правительству должен доверять как афганский народ, так и вчерашние боевики, которым придется сложить оружие и пойти на сотрудничество с законной властью в обмен на сохранение жизни им и их семьям, обеспечение их рабочими местами.

 

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Afghanistan.ru
Распечатать страницу