Современные университеты — кузница идей, технологий и креативного класса

26.04.12

Современные университеты — кузница идей, технологий и креативного класса

Эксперты МГИМО: Подберезкин Алексей Иванович, д.ист.н., Большова Наталья Николаевна, к.полит.н., доцент, Ольга Подберезкина

В настоящее время под влиянием развития «экономики знаний», основанной на интеграции науки и образования, возрастает роль высших учебных заведений как центров общественного и социально-экономического развития. Позиции университетов в мировых рейтингах во многом отражают способность стран, которые они представляют, влиять на мировые процессы. В статье рассматриваются ведущие отечественные гуманитарные университеты как важнейшие интеллектуальные и общественные ресурсы страны и социальные институты. Особое внимание авторы уделяют проблеме искажения за рубежом рейтингов российских гуманитарных университетов, что негативно отражается на их конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг.

Будущее каждого современного государства определяется уровнем развития его экономики и используемых технологий, но прежде всего качеством его национального человеческого потенциала и способностью нации генерировать идеи, на практике реализуемых креативным классом. В этой связи возникает справедливый вопрос: кто конкретно, какие институты и социальные слои будут производить эти идеи, тот или иной качественно новый продукт или услугу? Ответ, что это можно «заимствовать» извне, изначально считается неправильным по той простой причине, что все качественно новое не может быть заимствовано. Именно поэтому для осуществления модернизации необходимы не только новые идеи, проекты, финансовая, техническая и научная база, но и создание целеполагающих мотиваций у всех слоев российского общества, формирование атмосферы созидания.

Новые научные идеи и технологии не появляются сами по себе. Тем более идеи общественно-политические и идеологические, которые изначально связаны по времени и пространству с какой-то нацией, ее научными и культурными традициями и школами. Их нельзя заимствовать, ибо в таком случае это будут чужие идеи. «Инкубаторами» таких идей в наше время становятся исследовательские университеты, сочетающие процесс образования, научные исследования и производственную базу (а также наличие инновационных предприятий и старт-органов). Наиболее развита система университетов в США, где, например, MIT является крупнейшим работодателем штата Массачусетс, а Гарвард во многом определяет политику и кадровые назначения Демократической партии США.

Читать статью

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Вестник МГИМО-Университета»
Распечатать страницу