Возможности и перспективы сотрудничества России и стран АТЭС в сфере органического агропроизводства

27.08.12
Эксклюзив

Возможности и перспективы сотрудничества России и стран АТЭС в сфере органического агропроизводства

Эксперты МГИМО: Ревенко Лилия Сергеевна, д.экон.н., профессор

Форум АТЭС в сентябре обсудит, в числе прочих, важнейшие аспекты сотрудничества экономик группировки по проблеме продовольственной безопасности. Основой для достижения прогресса в этой сфере является повышение эффективности сельского хозяйства стран АТЭС, одним из динамично развивающихся направлений которого является органический сектор.

В некоторых странах АТЭС (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия), в которых этот сектор поступательно развивался на протяжении десятилетий, накоплен значительный технологический опыт и сформировалась специфическая по многим критериям деловая среда. Другие страны, в том числе Россия, начали развивать это направление лишь в последние годы.

Для органического сектора экономик АТЭС характерна чрезвычайно высока дисперсия основных показателей и сценариев развития — от ранних стадий до этапа высокой степени регулирования.

Из 21 экономики группировки лишь 3 (Бруней, Гонконг, Сингапур) не предоставляют информацию о наличии органического производства. Среди 18 стран, имеющих органический сектор, показатель доли земель под органическими культурами в общем объеме сельскохозяйственных земель колеблется от 0,02% в России и Малайзии до 2,93% в Австралии*.

Австралия и США входят в десятку мировых лидеров по размеру органических площадей, при этом Австралия занимает в этом списке первую позицию не только в АТЭС, но и в мире.

В последнее десятилетие активно развивает органический сектор Китай. Движущей силой этого процесса является рост доходов населения страны и повышение внимания к здоровому образу жизни. По данным китайской прессы, в стране действуют около 4000 предприятий по производству органических продуктов, а объемы их сбыта составляют 0,02–0,03% от суммарной продажи продуктов.

Наиболее емкими внутренними рынками в АТЭС являются североамериканский (Соединенные Штаты — более 20 млрд долл. США, Канада — 2 млрд долл. США), Япония — более 1 млрд .долл., Китай — около 1 млрд долл., Австралия — около 600 млрд долл.

Экспорт органических продуктов из развивающихся стран АТЭС носит эпизодический характер, однако там активно формируются локальные рынки. Рост внимания потребителей к органике стимулирует государства к регулированию сектора.

В АТЭС активно наращивается сеть сертификационных органов для обеспечения сегрегации товаропотоков сектора. Наибольшая интенсивность этих процессов в последние годы отмечается в Китае, Республике Корея, США. Шесть азиатских экономик АТЭС (Китай, Япония, Республика Корея, Филиппины, Тайвань, Малайзия) имели в 2011 году законодательство, определяющее порядок маркировки органических продуктов.

Базовой тенденцией последних лет является стремление к унификации органических стандартов не только в регионе, но и в мире.

В России производство и оборот органических продуктов еще незначительны. Основные причины этого находятся в сферах как предложения, так и спроса. Предложение органического продовольствия не сформировано из-за отсутствия экологического сознания производителей сельхозпродукции, соответствующей поддержки сектора, системы сертификации и идентификации, сегрегированной сети «от поля до тарелки». Спрос условно развит лишь в сегменте элитного продовольствия. Перспективы формирования спроса в других сегментах существуют, но этот процесс может занять несколько лет. Основой для этого служит сочетание следующих групп факторов: наметившиеся изменения потребительских предпочтений городского населения с высоким и средним уровнями дохода в направлении здорового питания; растущая мобильность населения (деловая и туристическая), которая даже в условиях отсутствия необходимой информации об органических продуктах в стране способствует расширению представлений о данной товарной группе.

Тот факт, что Россия в определенной степени не использует свои конкурентные преимущества на мировом рынке сельскохозяйственных, главным образом продовольственных товаров, не уделяя должного внимания развитию органического агропроизводства, становится все более очевидным. К тому же в стране имеется земельный ресурс, который при налаженной системе сертификации может быть использован как органический. Чтобы эти предпосылки были реализованы с целью повышения эффективности аграрного сектора российской экономики, необходима разработка комплекса мер, основой которого должны стать принятие закона об органическом агропроизводстве и создание системы сертификации органических продовольственных и непродовольственных товаров различной степени переработки. Принципиально важны также выработка научно обоснованных мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов органического сектора, включающих прямое субсидирование производителей сырьевых и готовых продуктов, создание льготного налогового режима и предоставление целевых кредитов для предприятий всей производственной цепи в течение пяти лет от начала соответствующей хозяйственной деятельности (при необходимости конвертации земель — на больший срок), создание условий для деятельности ассоциаций производителей органической продукции и других неправительственных научных, образовательных, потребительских организаций.

Основными направлениями такого сотрудничества в ближайшие годы могут стать развитие внешней торговли, унификация стандартов, обмен опытом конверсии земель в экономически активных регионах России по примеру стран АТЭС с развитым органическим сектором (Австралия, Новая Зеландия, Китай) и вовлечения в хозяйственный оборот «стихийно органических» земель по мировым стандартам органического сектора, сегрегация продукции сектора в России по существующим в мире и в АТЭС бизнес-схемам, создание товаропроводящей и торговой сетей для российского и импортного органического продовольствия, помощь в формировании занятых в секторе вертикально и горизонтально интегрированных хозяйствующих структур.

Хотя уровень сотрудничества России со странами АТЭС в сфере органического производства пока невысокий и не соответствует интересам российских производителей и потребителей продовольствия, его потенциал, безусловно, весьма высок.

В этой связи важно подчеркнуть, что ошибочным было бы использование опыта тех развивающихся стран АТЭС (и мира в целом), которые ориентируются исключительно на развитие экспортного направления органического сектора при высокой степени недопотребления продовольствия внутри страны. Такой подход может дать эффект в краткосрочном и среднесрочном, но не в долгосрочном периоде.

Представляется также нецелесообразным использовать модель США, поскольку концептуально она не подходит для российских условий. Базовым положением североамериканской модели развития органического агропроизводства является оценка деятельности предприятий сектора как любого другого вида бизнеса, целью которого является получение прибыли. Социальные и экологические экстерналии не закладываются в основу регулирования сектора. Все расходы по реализации проектов в сфере органики, а также по сертификации продуктов, организации обучения фермеров, в США ложатся на хозяйствующие субъекты.

Адаптация опыта стран АТЭС с развитым органическим сектором к российским условиям, несомненно, позволит увеличить долю добавленной стоимости в продукции сельского хозяйства, повысить занятость в аграрном секторе, увеличить валютные поступления за счет диверсификации экспорта продовольствия при благоприятном воздействии на среду обитания.

Мозаичная картина «органического мира» экономик АТЭС не позволяет делать однозначные выводы по многим направлениям сотрудничества России со странами региона, однако по некоторым из них оно может быть весьма перспективным.

Текст печатается в авторской редакции

________________

*Willer H., Kilcher L. (Eds). The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2012. FiBL-IFOAM Report. IFOAM, Bonn and FiBL, Frick. 2012, P. 308-311.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу