Экономическая модель Грузии осталась прежней: перестраивания страны на иной путь развития не произошло

08.10.12
Эксклюзив

Экономическая модель Грузии осталась прежней: перестраивания страны на иной путь развития не произошло

Эксперты МГИМО: Силаев Николай Юрьевич, к.ист.н.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Николай Силаев — об итогах правления «Единого национального движения» Михаила Саакашвили и программе выигравшей парламентские выборы «Грузинской мечты».

— С поражением партии Михаила Саакашвили на парламентских выборах эпоха «революции роз» уходит в историю. Уйдет ли туда же ее первое лицо? Или Саакашвили возьмет паузу и вернется в политику?

— Юридически Саакашвили должен будет уйти после президентских выборов, которые состоятся в следующем году. Что он уйдет не только юридически, но фактически, стало понятно, когда премьер-министром был назначен Вано Мерабишвили. Мерабишвили явно метил в преемники, в частности, он представил в парламенте свою программу на четыре года. Вероятно, он расчитывал, что правящее «Единое национальное движение» выиграет выборы, он сохранит свой премьерский пост и станет главой государства, когда вступят в силу поправки в Конституцию, передающие основные полномочия главе правительства. Я сомневаюсь, что Саакашвили вернется. Все-таки избиратели слишком устали от него, и парламентские выборы это показали. Сейчас вопрос не в Саакашвили лично, а в политической судьбе той группы, которую он возглавляет. Они потерпели поражение, но сдаваться не собираются. Началась борьба за их место в новой политической конфигурации. Оппозиция завоевала парламент, однако полиция, суд, иные государственные институты, крупнейшие экономические активы остаются под контролем прежней команды.

— В опубликованном недавно докладе «„Революция роз“. Итоги» приводятся сплошь негативные данные: и ВВП на душу населения резко упал, и доля промышленности и сельского хозяйства в экономике сократилась, и даже смертность возросла. В этом виноват Саакашвили и его неправильная политика, или это естественный и требующий времени процесс перестраивания страны на иной путь развития?

— В докладе не говорится, что подушевой ВВП резко упал, говорится, что он рос медленнее, чем это требовалось, чтобы вырваться из бедности. «Естественный и требующий времени процесс перестраивания страны на иной путь развития» занял девять лет. Это чрезмерно долго. Причем в эти годы трансформационный спад, который Грузия, как и другие постсоветские страны, пережила в начале 90-х, был уже завершен. Трансформации того масштаба, как двадцать лет назад, в Грузии не было. В этом смысле задачи команды Саакашвили были проще, чем у их предшественников. Экономика уже росла, крупные проекты, обеспечившие Грузии быстрый экономический рост в 2003–2006 годах (Баку-Тбилиси-Джейхан и др.), уже были запущены. Названные Вами тенденции — сокращение доли промышленности и сельского хозяйства в ВВП, рост смертности — действительно стали последствиями принятых экономических решений. Например, перевод медицины на платный режим снизил доступ населения к медицинской помощи, и это повлекло за собой рост смертности. Отсутствие промышленной и аграрной политики, запретительно высокие ставки по кредитам лишили сельское хозяйство и промышленность шансов на развитие. Об этом пишет Никита Мендкович в книге, посвященной анализу грузинских реформ. 

Проблема как раз в том, что перестраивания страны на иной путь развития не произошло. Экономическая модель Грузии осталась прежней: импорт оплачивается внешними

займами и переводами трудовых мигрантов. Различие с временами Шеварднадзе в том, что контроль над импортными потоками сосредоточен в одних руках. Позитивные результаты правления Саакашвили есть, и авторы процитированного доклада признают это. В Грузии появился дисциплинированный государственный аппарат. Однако опыт показал, что для процветания этого недостаточно. Имеет значение и содержание той политики, которую осуществляет этот аппарат.

— При нынешнем президенте Грузия получала значительные ресурсы от США. Будет ли американская помощь пополнять грузинскую казну в отсутствие Саакашвили? И, если нет, то не грозит ли стране дефолт?

— Дефолт Грузии не грозит, ее внешний долг велик в масштабах ВВП страны, однако ничтожен в масштабе мирового финансового рынка. Это не Италия и не Греция. Будет политическая воля — долг реструктурируют. Другое дело, что внешний долг, который Саакашвили оставил в наследство «Грузинской мечте» и который, кстати, вырос в разы за время его правления, может стать инструментом политического давления на Грузию со стороны США. Американская помощь сейчас в небольшой степени пополняет грузинскую казну; те 4,5 млрд. долларов, которые страна получила после августовской войны, уже исчерпаны. Определенные объемы помощи будут сохранены, хотя бы из соображений политических (чтобы сохранить еще один инструмент контроля), но таких подарков, как международная помощь в объеме трети ВВП, Грузия уже не получит.

— Парламентские выборы выиграла партия «Грузинская мечта» предпринимателя и мецената Бидзины Иванишвили. Как описывается эта самая мечта в программе партии? Каким образом пришедшие к власти оппозиционеры намерены ее добиваться?

— «Грузинская мечта» — это разнородная коалиция политических сил. Среди них есть и либералы, и умеренные левые. Ее предвыборная программа, за вычетом очевидных вещей (вроде акцента на национальное производство, а не импортные операции), представляет собой плод компромиссов. Сейчас «Грузинская мечта» стоит перед сложной задачей формулирования единой политической стратегии. Это будет непросто. Сейчас, пока позиции правящей группы остаются сильными, единство коалиции, скорее всего, удастся сохранить. Но когда полнота власти окажется в руках оппозиции, не исключены расколы. Сам Иванишвили уже оговорился, что его коалиция в будущем может разойтись на несколько партий. Среди советников Иванишвили сильны позиции представителей Республиканской партии — либералов и западников, которые не пользуются большой популярностью у избирателей, но весьма влиятельны в интеллектуальной среде. Так что «Грузинской мечте» предстоит одновременно бороться за контроль над структурами исполнительной власти и добиваться согласия по экономической политике.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу