Предстоящие выборы в Израиле и перспективы ближневосточного урегулирования

18.10.12
Эксклюзив

Предстоящие выборы в Израиле и перспективы ближневосточного урегулирования

Эксперты МГИМО: Крылов Александр Владимирович, д.ист.н.

На вечернем заседании 16 октября израильский парламент утвердил во втором и третьем чтениях закон о самороспуске. О предстоящих выборах в Израиле и перспективах урегулирования палестино-израильского конфликта — в комментарии ведущего научного сотрудника Центра ближневосточных исследований ИМИ Александра Крылова.

Поводом для прекращения работы Кнессета 18-ого созыва стала неспособность депутатов прийти к единому мнению по вопросу о государственном бюджете на 2013 финансовый год. Выборы в Кнессет нового созыва намечены на 22 января 2013 года. Это решение уже одобрено премьер-министром Б. Нетаньяху и президентом Израиля Ш. Пересом.

Эксперты по Ближнему Востоку и политические обозреватели не сомневаются, что глава политического блока «Ликуд» («Сплочение») Б. Нетаньяху одержит более чем убедительную победу над своим основными конкурентами — представителями партий «Кадима» («Вперед») и «Авода» (Партия труда). Последние опросы общественного мнения, проведенные ведущими израильскими газетами «Гаарец» и «Глобс», показывают, что «Ликуд» даже упрочил свои позиции по сравнению с выборами, которые в феврале 2009 года привели Нетаньяху к власти. Очевидно, что умеренная центристская оппозиция не будет способна противостоять коалиции правых и религиозных партий, которые, весьма вероятно, получат в Кнессете 65–67 мест.

Политическая программа Б. Нетаньяху сейчас более всего соответствует запросам среднестатистического израильского избирателя, для которого вопросы безопасности и внешней политики традиционно являются приоритетными. Не только словом, но и делом израильский премьер-министр доказал, что его позиция отличается от политических установок основных конкурентов от партий «Кадима» и «Авода» тем, что содержит четко прописанный отказ от каких-либо территориальных уступок палестинцам и сирийцам.

Нетаньяху сумел убедить израильский электорат в том, что пока он возглавляет правительство, он не допустит создания некоего палестинского государства, способного в любой момент примкнуть к арабскому поясу нестабильности, который уже протянулся по всему периметру ныне существующих израильских границ.

Таким образом, палестино-израильские переговоры — даже если они состоятся — не приведут к урегулированию ключевых проблем (границы, бежен¬цы, Иерусалим, поселения). Поэтому сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как далекую от нормализации отношений конфликтующих сторон, а перспектива под¬писания мирного договора в обозримом будущем представляется несостоятельной. При этом Б. Нетаньяху как опытному дипломату удалось добиться того, что президент США Б. Обама и его окружение — по крайней мере, в ближайшее время — не будут оказывать давление на израильских политиков, требуя от них каких-либо уступок палестинцам. Многие эксперты и политические комментаторы в этой связи отмечали, что Б. Обама более предрасположен к пониманию израильских доводов при обсуждении спорных вопросов между Израилем и Палестинской национальной администрацией.

В результате такой позиции США фактически была минимизирована деятельность «четверки» посредников ближневосточного урегулирования. Израиль вполне устраивает ситуация, когда от имени «квартета» к нему обращаются, по сути, с пустяковыми просьбами о введении послаблений на палестинских территориях, уклоняясь при этом от обсуждения ключевых вопросов ближневосточного урегулирования. Более того, на фоне предрасположенности американской администрации и вялой деятельности «квартета» правительство Б. Нетаньяху утвердило 84 новых проекта строительства в поселениях. Сейчас некогда натянутые отношения между правительством и активистами поселенческого движения, грозившие еще недавно перерасти в ожесточенные столкновения времен одностороннего размежевания с Газой, похоже, нормализовались.

В ближайшей перспективе израильское правительство, скорее всего, будет стремиться сохранить статус-кво — состояние «ни войны, ни мира». Такое состояние объективно ведет к формированию необратимых реалий, исключающих решение палестино-израильского конфликта в рамках формулы «два государства для двух народов». Палестинцам при активном давлении США и Евросоюза будет навязываться идея «демилитаризованного государства», которая вполне сопоставима с планом одностороннего размежевания, поскольку содержащиеся в ней оговорки фактически означают установление режима полного контроля над территорией и населением Западного берега, т. е. такого режима, который уже существует в секторе Газа.

Что касается Голанских высот, то их значение для Израиля в современных условиях будет неизбежно возрастать в силу углубления дестабилизационных процессов в Сирии и роста напряженности в ирано-израильских отношениях. Не исключено, что если конфронтация с сирийским или иранским руководством перейдет в стадию открытого вооруженного противостояния, Израиль может включить в сферу своего суверенитета всю северо-восточную территорию по границе с Сирией и Иорданией: не только Голаны, но и Иорданскую долину, включая северо-западную часть побережья Мертвого моря.

Не исключено также, что Израиль в одностороннем порядке аннексирует и распространит свой суверенитет и юрисдикцию на зону «С» (около 60% Западного берега), где сейчас осуществляет полный контроль в гражданской сфере и сфере безопасности. Недвусмысленным намеком на то, что Израиль способен осуществить это намерение, стало формирование правительственной комиссии по легализации незаконно созданных поселений с участием самого Нетаньяху. В зоне «С» может быть использован опыт присоединения к Израилю 6,7 тыс. кв. км, выделенных ООН в 1947 г. под создание палестинского государства и аннексированных израильской армией в войне 1948—1949 гг. За два десятилетия здесь было основано более сотни еврейских поселений в Галилее, пустынных районах Негева и в северной части Иорданской долины. Сейчас мало кто помнит, что еще 60 лет назад такие города, как Яффа, Акко, Беэр-Шева (Бир-Саба) или Бейт-Шеан (Бейсан) были в основном заселены арабами-палестинцами. Интенсивное развитие поселенческого движения в зоне «С» позволило «выправить» здесь демографический баланс в пользу израильтян. Главы еврейских поселений уже предлагают аннексировать в одностороннем порядке и включить в состав Израиля этот район Западного берега, где располага¬ются еврейские поселения, и предоставить израильское гражданство примерно 300 тыс. арабам, которые живут рядом с поселениями.

В связи с прогнозируемым осложнением общей ситуации на Ближнем Востоке и отсутствием серьезных каналов политического давления на Израиль его нынешнее руководство под предлогом обеспечения безопасности израильских граждан вполне может на законодательном уровне произвести интеграцию в состав Израиля всей зоны «С» или ее части по аналогии с Восточным Иерусалимом и Голанскими высотами.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу