Эндаумент по-арабски: 10 миллиардов нефтедолларов

23.10.12
Эксклюзив

Эндаумент по-арабски: 10 миллиардов нефтедолларов

Эксперты МГИМО: *Бирюков Евгений Сергеевич, к.экон.н.

В мире есть 80 эндаумент-фондов, капитал каждого из которых превышает 1 миллиард долларов. Эндаументы же с капиталом более 10 миллиардов являются «элитой в элите», отмечает старший преподаватель кафедры МЭО и ВЭС, исполнительный директор Фонда развития МГИМО Евгений Бирюков. Такие фонды можно пересчитать по пальцам, и только один из них находится за пределами США.

В монархиях Аравийского полуострова, где модернизация началась всего около 40 лет назад (фактически, со стадии феодализма) после резкого скачка мировых цен на нефть в 1973–1974 гг., сейчас существуют многоукладная экономика и дисбаланс в развитии ряда секторов.

Для создания необходимой для добычи, транспортировки и экспорта нефти инфраструктуры, включая обслуживающие отрасли, потребовалось большое количество рабочей силы. В результате, например, в Кувейте иностранцы (в основном, выходцы из Индии, Пакистана, Бангладеша, Египта) составляют более 50% населения, а в Катаре и ОАЭ — более 80% (!). Сейчас, в условиях нового периода высоких цен на нефть, когда данные страны стали специализироваться также на развитии финансового сектора, в них работает и большое количество западных специалистов.

Как ни странно, несмотря на дефицит рабочей силы и быстрое развитие экономики в регионе существует значительная безработица среди местного населения. В Саудовской Аравии, Омане, Бахрейне она составляет 15% — и это только среди мужчин. Национальные кадры проигрывают иностранцам по конкурентоспособности. Несоответствие между спросом на трудовые ресурсы со стороны растущей экономики и предложения со стороны образовательного сектора может быть проиллюстрировано примером Саудовской Аравии, где 70% университетских выпускников получают дипломы в сфере гуманитарных наук или религиозных исследований, тогда как диверсифицирующейся экономике нужны инженеры, строители и специалисты по финансам.

Дополнительное давление на рынок труда оказывают различные программы стимулирования рождаемости, необходимые при такой низкой доле «коренных» арабов. В итоге выше в мире рождаемость только в Африке. В то же время программы создания рабочих мест для местных — «саудизация», «эмиратизация» и др. — имеют лишь ограниченный успех. В государственный сектор не получается трудоустроить всех, а капиталоемкие нефте- и газодобыча не являются трудоемкими.

В этих условиях повышение качества образования является стратегической задачей государства. Нефтедобывающие страны прикладывают колоссальные усилия, чтобы развивать национальные кадры; реализуются амбициозные программы развития университетов, приглашаются зарубежные ученые.

В мае 2007 года правитель Дубая шейх Мохаммед бин Рашид аль-Мактум объявил о создании эндаумент-фонда, основной целью которого является развитие образовательной инфраструктуры в регионе и преодоление разрыва между арабским миром и развитыми странами. Благодаря пожертвованию шейха капитал эндаумента составляет 10 миллиардов долларов, что ставит его в десятку крупнейших мировых образовательных эндаументов.

Эндаумент MBRF (Mohammed Bin Rashid al Maktoum Foundation) осуществляет поддержку трех направлений: культура, предпринимательство и трудоустройство, образование. Он финансирует исследовательские программы, выплачивает стипендии на обучение в ведущих университетах мира, занимается развитием международной сети бизнес-инкубаторов. Кроме того, фонд разрабатывает программы стажировок для молодых специалистов в правительственных органах, частном секторе и негосударственных организациях, а также стимулирует создание рабочих мест для квалифицированных специалистов. «У нас половину населения составляют люди, не достигшие двадцатилетнего возраста, и наша задача — развитие этого человеческого капитала настолько интенсивно и качественно, насколько это в наших силах», — обосновал свою инициативу Мохаммед бин Рашид аль-Мактум.

Задачи, стоящие перед Россией и арабскими странами в области развития образования, отличаются, хотя в обоих случаях речь идет о дальнейшем повышении конкурентоспособности образования на глобальной арене в условиях его интернационализации. Соответственно, различаются и инструменты достижения этой цели. В то же время, между экономиками России и стран Аравийского полуострова наблюдается сходство по ряду вызовов и задач, заключающихся в том числе в необходимости модернизации (одним из аспектов которой является модернизация образования). Поэтому отслеживание зарубежного опыта и зарубежных достижений в этой сфере представляется актуальным.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу