Обама и Ромни. За кого голосует Россия?

03.11.12
Эксклюзив

Обама и Ромни. За кого голосует Россия?

Эксперты МГИМО: Байков Андрей Анатольевич, к.полит.н., доцент

Как будут развиваться российско-американские отношения после президентских выборов в США? Группа молодых аналитиков*, собранных журналом «Международные процессы» под эгидой Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», посвятила этому вопросу доклад. Научный руководитель проекта — заслуженный деятель науки РФ Алексей Богатуров. Специально для «Экспертов МГИМО» доцент кафедры прикладного анализа международных проблем Андрей Байков подготовил сокращенную версию доклада.

Приближаются выборы президента США, намеченные на 6 ноября. Разрыв между двумя основными кандидатами — действующим 44-м президентом Бараком Обамой и единым кандидатом от Республиканской партии Миттом Ромни — не превышает нескольких процентов. Учитывая специфику американской избирательной системы, сложно прогнозировать окончательный исход. Достаточно вспомнить, как в 2000 г. кандидат от Демократической партии А.Гор получил на выборах на 0,2% голосов больше, чем его оппонент Дж.Буш-младший, однако президентом стал именно Буш, поскольку собрал больше голосов выборщиков (271 против 266).

Ввиду серьезных внутриполитических кризисов, разыгравшихся в США в течение последнего года, американским экспертам поневоле пришлось говорить и о проблеме управляемости страной. То, насколько сложно шли на протяжении 2011 г. переговоры между демократами и республиканцами по поводу «потолка» государственного долга и сокращения госрасходов, заставляет предположить, что американские политики могут оказаться неспособны достичь компромисса по важнейшим проблемам развития, и, вероятно, более склонны преследовать узкогрупповые интересы в ущерб общенациональным.

Важнейший вопрос внешней политики — на какой основе Америка интегрирует вокруг себя весь остальной мир — по-прежнему остается открытым. Предложенная Дж.Бушем война против терроризма не стала тем политическим основанием, которое смогло, подобно «красной угрозе» в годы «холодной войны», объединить мир вокруг США.

Выборы 2012 года важны и в контексте российско-американских отношений. Насколько повлияет смена президента на их развитие в сфере безопасности, экономического взаимодействия и энергетики? Что необходимо России предпринимать в этой связи? Каковы пределы «демократизаторского» вмешательства США во внутренние дела России?

Велик соблазн сказать, что Обама является более предпочтительным кандидатом на пост президента: отношения с ним уже сложились. С Ромни же их придется выстраивать. Кроме того, прогнозирование потенциальной деятельности администрации М.Ромни в отношении России осложнено интуитивным поиском водораздела между умышленным пафосом его предвыборной риторики и прагматическими интересами американского истеблишмента. Очевидно, что если Ромни станет президентом, он не сможет игнорировать и антироссийские настроения своих избирателей, что также может усугубить климат двусторонних отношений, по крайней мере, на пост-выборном этапе.

Военная безопасность США и национальная безопасность России

Преимущество США в военной сфере является основой всей политики национальной безопасности.

Основное отличие М.Ромни, скорее всего, будет заключаться в вопросе ПРО. Политика Обамы в отношении создания третьей линии системы ПРО в Восточной Европе стала объектом критики со стороны Ромни как проявление излишней мягкости в отношении Москвы и фактическое предательство восточноевропейских союзников по НАТО. С учетом того, что Ромни выступает за возвращение первоначальной конфигурации плана (размещение противоракет в Польше и радара в Чехии), не стоит исключать, что его администрация будет стремиться к проведению именно этой линии, что, безусловно, осложнит отношения с Россией.

Однако мало кто вспоминает о том, что в этом случае у России могут возрасти шансы наладить диалог в оборонной сфере с крупными европейскими государствами: Германией (которая уже однажды заняла позицию России в вопросе по Ливии) или Францией (периодически желающей получить больше независимости в рамках НАТО) — т.е. теми странами, для которых НАТО превращается из организации, гарантирующей их безопасность, в затратный международный форум, где у них есть лишь «совещательный» голос. Не укрепятся ли у них сомнения в целесообразности сохранения данного формата евроатлантических отношений вообще?

Экономические взаимоотношения России и США

Вне зависимости от того, кто победит на выборах, экономические взаимоотношения России и США в среднесрочном периоде вряд ли ожидают кардинальные изменения. США не являются ведущим торговым партнером России. В 2011 г. объем двусторонней торговли между Россией и США составил 42,9 млрд долларов. Россия занимает лишь 31-е место среди крупнейших рынков экспорта американских товаров и 14-е место среди крупнейших импортеров товаров в США. Вместе с тем, американские компании рассматривают Россию как один из наиболее привлекательных рынков с точки зрения перспективных капиталовложений.

Развертывается и обратный процесс: с 2003 по 2011 годы прямые российские инвестиции в американскую экономику составили 8 млрд долларов, а с учетом повышенного интереса российских предпринимателей к американской нефтегазовой отрасли в ближайшее время размер годовых вложений может превысить 1 млрд долларов.

Важно подчеркнуть, что существуют объективные препятствия на пути развития экономического сотрудничества России и США, не связанные с политической сферой. В торговле между двумя странами доминируют крупные разовые сделки. Малые и средние компании в них практически не участвуют. Для исправления ситуации требуется сразу серия шагов: наряду с отменой поправки Джексона-Веника, принятие двустороннего инвестиционного договора и создание пророссийских лоббистских групп, более плотно интегрированных в американский процесс принятия решений.

Конечно, даже в случае победы Б.Обамы углублению российско-американского экономического сотрудничества может препятствовать мощная республиканская оппозиция в Конгрессе. В то же время на уровне администрации все-таки можно ожидать позитивных сдвигов в экономической сфере. Это подтверждается не только присутствием в демократическом лагере многочисленных союзников России, но и выступлениями самого Б.Обамы, который периодически высказывается за улучшение торговых отношений с Россией.

На словах Ромни готов пожертвовать потенциальными выгодами американского бизнеса в угоду идеологическим императивам. Насколько американский бизнес будет готов следовать жесткой по отношению к России политической программе республиканцев в случае победы М.Ромни?

Энергетика

США продолжают оставаться крупнейшим игроком на мировом рынке топливно-энергетического комплекса, не только занимая первое место среди импортеров нефти и производителей газа, но и активно вмешиваясь в дела ключевых энергетических регионов мира. Учитывая высокую зависимость экономики России от конъюнктуры рынков и движения цен на природные ресурсы, в особенности на нефть и природный газ, энергетическая политика США важна для Москвы. Объективные факторы — долгосрочная энергетическая политика США, дополняются субъективными — влиянием каждого из кандидатов на отдельные элементы данной политики, затрагивающие энергетические интересы России.

Между лагерями демократов и республиканцев происходит перераспределение влияния на энергетический сектор внутри США. При Обаме добыча нефти в США достигла максимума за восемь лет. Более того, в 2011 г. американцы добились наименьшей зависимости от поставок иностранной нефти за последние 16 лет, а также беспрецедентного снижения цен на бензин. Особой активностью отмечено развитие альтернативной энергетики. Однако нефтегазовым компаниям США спад розничных цен на горючее приносит убытки, настраивая нефтяное лобби страны против инициатив нынешней администрации.

На этом фоне парадоксально, что администрация Б.Обамы выступает против развертывания добычи сланцевого газа, поддерживаемого Ромни, и лоббирует традиционную добычу газа, причем не только в США, но во всем мире. По мнению Обамы, сланцевый газ является угрозой окружающей среде, так как при его добыче используются опасные реагенты, что входит в прямое противоречие с его политикой развития «зеленой энергии». Несомненно, поддержка природного газа в значительно большей степени отвечает энергетическим интересам России на европейском и мировом рынках.

Ромни в своей программе предлагает отказаться от идей Обамы по развитию альтернативных источников энергии и поддержать развитие нефтегазодобывающих компаний с помощью налоговых льгот и других стимулов. Очевидно, что республиканский кандидат будет более активно поддерживать политику высоких цен на нефть. В то же время, в энергетической программе Ромни есть не косвенные, а прямые угрозы российской энергетической безопасности. Одна из них — предложение сделать упор на развитие добычи сланцевого газа. Более того, Ромни готов активно продвигать технологии добычи сланцевого газа в Европе, чтобы сделать ее менее зависимой от российских энергетических поставок. Очевидно, что это не отвечает интересам России.

Независимо от того, кто победит на выборах в США, Россия будет продолжать сталкиваться с американскими энергетическими интересами в Евразии. Однако в случае победы Ромни велика вероятность, что американцы будут прикладывать усилия для наращивания своего влияния в данной сфере. Очевидно, что администрация Обамы в настоящий момент гораздо больше озабочена снижением внутреннего спроса на энергоносители и разработку альтернативных, преимущественно «зеленых» источников энергии. Его поддержка традиционного способа добычи газа в большей степени отвечает российским интересам, чем амбиции Ромни по агрессивному продвижению сланцевого газа.

 

* * *

Порой ход предвыборной кампании в США, характер взаимоотношений между Б.Обамой и М.Ромни могут напомнить «обговоренный» сценарий. И велик соблазн (особенно в незападных политических системах) рассматривать минимальный разрыв в рейтингах кандидатов как одно из подтверждений этому, как способ создания некоторого искусственного электорального напряжения, как инструмент подтверждения живой традиции демократии в духе последних глобальных тенденций, демократии высокого уровня, демократии американского стиля. Может быть, поэтому буквально до последнего времени никакой убедительной ясности не существует. Качели социологических исследований показывают, что кандидаты идут вровень. Напряженность сохраняется (или подогревается?).

С другой стороны, можно, наверное, утверждать, что стратегической разницы между Обамой и Ромни для американцев не существует. Что касается нас, россиян, и наших оценок, то по определенным, быть может, очень субъективным, соображениям нам был бы привычнее и понятнее более изученный кандидат. При нем сложился определенный расклад сил, который, хотя и не устраивает многих в американской политической элите, зиждется на существующих договоренностях и намерениях. Конечно, Митт Ромни вряд ли пойдет на полный пересмотр достижений «перезагрузки». Тем не менее, риск ухудшения российско-американских отношений при его администрации велик, а потому российской политической элите и бизнесу нужно быть готовыми к возможному, хотя бы временному, усилению противостояния между двумя государствами.

Но в жизни многое и часто складывается не так, как бы нам этого хотелось. Собственно, поэтому мы и говорим, что готовы работать с любым законно избранным президентом США, развивая наши взаимоотношения и взаимопонимание. И ожидаем того же от партнеров.

Полная версия доклада будет опубликована в №29 журнала «Международные процессы».



* В подготовке доклада приняли участие Владимир Аватков, Вячеслав Дмитриев, Александр Егоров, Павел Каневский, Михаил Капицкий, Владимир Коршаков, Владимир Кухливский, Максим Матвеенков, Лиана Мусаева, Анастасия Немова, Константин Пахалюк, Игорь Путинцев, Ольга Ребро, Надежда Соколова, Дмитрий Шихов. Под общей редакцией А.Колодного и А.Байкова.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу