Госпрограмма развития Кавказа до 2025 года: триллионов из бюджета не будет

14.12.12

Госпрограмма развития Кавказа до 2025 года: триллионов из бюджета не будет

Эксперты МГИМО: Силаев Николай Юрьевич, к.ист.н.

Правительство утвердило программу развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Одним из основных её направлений станет развитие туристического кластера. Общее финансирование составит 2,5 трлн рублей, но 90% из этих средств пойдёт из внебюджетных источников, включая, как надеются разработчики, иностранные инвестиции, — передаёт агентство «Прайм».

Госпрограмма должна обеспечить переход от стабилизации к развитию, заявил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Первый этап будет реализован в 2013–2015 годах и на него отведено 476,6 млрд рублей, из которых только 39,6 млрд будут взяты из федерального и региональных бюджетов.

Второй этап — 2016–2020 годы. Здесь финансирование составит уже 1,318 трлн рублей, а бюджетная доля составит в общей сложности 208 млрд рублей.

Третий этап придётся на последнюю «пятилетку» в период с 2021 по 2025 год и обойдётся в 737,5 млрд рублей. Однако он почти полностью будет обеспечен за счёт инвесторов, при этом федеральный бюджет задействован не будет, а вливание из региональных составит 2,5 млрд рублей.

Основных направлений в программе три — повышение инвестиционной привлекательности Северного Кавказа, развитие курортов Кавказских Минеральных Вод и строительство полноценного туристического кластера на территории СКФО. Согласно задачам, поставленным Минрегионом, валовый региональный продукт (ВРП) Кавказа должен в итоге превысить 6 трлн рублей. При этом появится более 400 тысяч новых рабочих мест, а уровень безработицы сократится почти в три раза (до 5% вместо нынешних 14,7%).

Кроме того, проект предусматривает решение ряда социальных проблем Кавказа, таких как строительство больниц и детских садов, повышения качества и доступности образования, а также медицинского обслуживания. Эффективность программы будет оцениваться по благосостоянию и качеству жизни населения.

Стоит отметить, что принятая редакция программы значительно более «скромная», нежели изначальная. В первой версии проекта предполагалось, что общее финансирование будет 3,6 трлн рублей, из которых доля федерального бюджета составит 2,4 трлн рублей. Такой план выдвигал Минрегион вместе с полпредом по СКФО Александром Хлопониным. К счастью, здравый смысл указал на другую «тропку», и была принята та версия, в которой нагрузка на федеральный бюджет меньше в 10 раз (в сумме 235 млрд рублей вместо планируемых изначально 2,4 трлн рублей).

При этом министр регионального развития Игорь Слюняев признал, что, несмотря на солидные финансовые вливания, кардинально изменить социально-экономическую ситуацию на Кавказе за последние годы так и не удалось. С 2003 года ВРП округа вырос с 220 млрд рублей до 1 трлн рублей, передают «Ведомости». Однако регион по-прежнему охвачен множеством проблем.

Игорь Гвритишвили, политолог, бывший заместитель главы пресс-службы Союза грузин в России, заявил «Финам», что сокращение бюджетных расходов — следствие коррупции в регионе:

— Может показаться, что это — драконовские меры, направленные на уменьшение дотаций государственным чиновникам, зарплат и так далее.

Однако, это не так. Подобное сокращение программы связано с огромной коррупцией, которая процветает на Северном Кавказе. Через превышенное финансирование чиновники получали большие откаты, деньги обналичивались и уходили за границу. Финансирование явно было избыточным и лоббировалось только для того, чтобы собирать деньги по карманам чиновников и уводить в оффшоры. Финансовые злоупотребления были огромными.

Денис Соколов, специалист по Северному Кавказу из московского исследовательского центра RAMCOM, в разговоре с РИА «Новости» высказал мнение о том, что проекты, которые уже не в первый раз предполагается внедрить на Северном Кавказе, ничего не дадут — ни с точки зрения занятости, ни с точки зрения модернизации.

— Кадры, скорее всего, завезут, продукцию вывезут, все, что получит регион — налоги, сама же экономика никакого импульса от этого не получит.

Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, в разговоре с «Однако», напротив, был довольно оптимистичен, отметив, что перспективы региона зависят от конкретных деталей:

— Будут ли эффективными бюджетные вложения в туризм на Северном Кавказе, зависит от того, как его оценивать с точки зрения распределителей этих средств. Если с точки зрения привлечения туда масс туристов, тех сотен тысяч туристов, о которых речь шла в начале, это утопия. Но, например, оживление в традиционных регионах горнолыжного туризма и, возможно. В некоторых новых регионах, если там действительно что-нибудь построят, тоже вполне реалистично улучшить ситуацию.

Что касается реальности привлечения иностранных инвестиций, то, опять же, смотря подо что. Если будут какие-то понятные проекты с понятными гарантиями и бизнес-планом, то почему бы и нет. Госгарантии там сейчас велики, почему бы не «заловить» туда какого-нибудь иностранного инвестора. Принципиальной невозможности в осуществлении таких планов я не вижу.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Однако
Распечатать страницу