АТПФ — не место для обсуждения территориальных споров

24.01.13

АТПФ — не место для обсуждения территориальных споров

Эксперты МГИМО: Лузянин Сергей Геннадьевич, д.ист.н., профессор

С 27 по 31 января во Владивостоке пройдет Азиатско-тихоокеанский парламентский форум. Накануне его открытия некоторые российские эксперты заявили, что форум может помочь в решении территориальных споров в АТР, включая обострившийся в последнее время конфликт Китая и Японии. Так ли это?

Учредительная сессия Азиатско-тихоокеанского парламентского форума состоялась в январе 1993 года в Токио. За многие годы у АТПФ сложилась своя повестка дня, ориентированная на развитие многостороннего сотрудничества государств региона. Он был и остается площадкой межпарламентского взаимодействия в различных сферах регионального, гуманитарного, культурного сотрудничества.

Форум — это обмен мнениями парламентариев по ключевым проблемам мира и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в области безопасности, экономического сотрудничества и по другим наиболее актуальным вопросам. Расширять повестку дня форума за счет включения тематики территориальных конфликтов было бы нецелесообразно.

Подобный подход стал бы ошибочным и с международно-правовой, и с политической точки зрения. Специфика китайско-японского территориального спора — в ее исключительной двусторонности, и решение может быть найдено только на двусторонней основе между спорящими субъектами. В данном случае необходим поиск компромисса между КНР и Японией.

АТПФ — структура достаточно пестрая, там есть и союзники США с Японией, и страны, симпатизирующие Китаю. Поэтому подключение АТПФ к вопросу об островах Сенкаку (Дяоюйдао) не решит проблемы, но создаст прецедент «интернационализации разрешения спора», на чем уже давно настаивают США.

С этой точки зрения представляются не совсем продуманными предложения некоторых экспертов о том, что Россия должна выступить в качества арбитра, а российским сенаторам стоит выступить с некими инициативами по поводу урегулирования территориальных проблем. Это сделает Россию фактически «заложником» собственной инициативы, поскольку у форума нет и не может быть по статусу соответствующего политико-административного ресурса для разрешения таких сложных и деликатных вопросов.

Конечно, это не умаляет его роль, но такова сложившаяся специфика данного проекта. Таковы его функции. Не случайно все резолюции предыдущих форумов носили общий, констатирующий характер, а если и упоминали какой-либо конкретный вопрос, то по нему уже существовал консенсус на уровне Совета Безопасности ООН (например, по северокорейскому запуску ракет).

Стоит посмотреть и на перечень резолюций ряда прошлых форумов. Они не затрагивают неоднозначные вопросы типа оценки суверенитета над какими-либо спорными территориями.

Нынешний АТПФ — продолжение форума АТЭС во Владивостоке, и его необходимо провести достойно и успешно. АТПФ должен развивать диалог цивилизаций, межпарламентские, гуманитарные, образовательные связи. Он должен способствовать региональной интеграции, развитию бизнес-контактов, учитывать специфику «мягкой дипломатии» и традиций международного парламентаризма.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу