Экономическая регионализация Восточной Азии: успехи и проблемы

07.02.13
Эксклюзив

Экономическая регионализация Восточной Азии: успехи и проблемы

Эксперты МГИМО: Костюнина Галина Михайловна, д.экон.н., профессор

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Галина Костюнина — к вопросу о подписании Соглашения о региональном комплексном экономическом партнерстве в Восточной Азии.

В последние несколько лет Восточная Азия достигла немалых успехов на пути экономической регионализации, в том числе в рамках АСЕАН и АСЕАН+1. По динамике развития интеграционных тенденций регион обогнал Европу и Северную Америку, хотя по глубине этих процессов значительно им уступает.

Центр экономической интеграции в Восточной Азии — это Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая создала зону свободной торговли и к 2015 г. планирует завершить формирование трех сообществ — экономического, политического и социально-культурного. В активизации восточноазиатского регионализма большую роль играют соглашения о зонах свободной торговли, подписанные АСЕАН со странами-партнерами по диалогу. Это соглашения о зонах свободной торговли с Китаем (2004 г.), Республикой Корея (2007 г.), Австралией и Новой Зеландией (2009 г.), Японией (2009 г.) и Индией (2010 г.). В рамках двух соглашений зона свободной торговли в основном создана — с Китаем и Японией.

На первом Восточноазиатском саммите (2005 г.) было принято стратегическое решение о формировании экономического сообщества к 2020 г. Разработаны несколько моделей ВАЭС, в том числе по формулам АСЕАН+6, АСЕАН+3, АСЕАН+1. Модель АСЕАН+6 поддерживается Японией, модель АСЕАН+3 — Китаем.

На 19-ом саммите лидеров стран АСЕАН (ноябрь 2011 г.) была выдвинута инициатива Регионального комплексного экономического партнерства, которая исходит из объединения двух моделей — АСЕАН+3 и АСЕАН+6.

Цель новой инициативы — формирование Регионального комплексного экономического партнерства в Восточной Азии с участием 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита — Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии, Брунея, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Мьянмы (АСЕАН-10) и шести их партнеров по диалогу и совместным зонам свободной торговли — Японии, Китая, Республики Корея, Индии, Австралии и Новой Зеландии. Намечено, что будущее соглашение будет отличаться гибкостью и открытостью для присоединения новых стран, в том числе других экономических партнеров АСЕАН, учитывать интересы и нужды стран-участниц и соответствовать нормам ВТО.

В конце января 2013 г. достигнута договоренность о дате проведения первого раунда переговоров по подписанию Соглашения о Региональном комплексном экономическом партнерстве. Это май 2013 г. Определена также повестка дня этого раунда переговоров: вопросы взаимной либерализации инвестиций и торговли товарами и услугами. Подготовкой к ранду занимаются созданные в ноябре 2011 г. три рабочие группы. В формат будущего соглашения намечено также включить вопросы экономического и технического сотрудничества, прав интеллектуальной собственности, конкурентной политики и разрешения споров.

В сфере торговли товарами планируется устранить таможенные пошлины и нетарифные барьеры на практически всю взаимную торговлю товарами в целях формирования зоны свободной торговли. Соглашение будет включать общие правила страны происхождения товаров, разработку региональных стандартов, гармонизацию лицензирования и таможенных процедур, общий подход к тестированию и оценке соответствия.

В торговле услугами намечено ликвидировать ограничения и дискриминационные меры с учетом обязательств стран-членов перед Генеральным соглашением по торговле услугами в рамках ВТО и обязательств в рамках зон свободной торговли АСЕАН с партнерами по диалогу.

В сфере инвестиций соглашение намерено сформировать либеральный и конкурентный инвестиционный климат в регионе с учетом стимулирования притока инвестиций, содействия инвестициям, защиты прав и интересов инвесторов и либерализации допуска иностранных инвестиций из стран-партнеров.

Планируется сформировать зону свободной торговли к 2015 г. с совокупным ВВП в 17,23 трлн. долларов и численностью населения в более чем 3 млрд. человек. Зона свободной торговли, в основе которой лежит модель АСЕАН+6 станет самым крупным в мире региональным интеграционным объединением. Стимулами в ее создании выступают динамичный экономический рост многих стран региона, прежде всего Китая и Индии, высокая экономическая и инвестиционная взаимозависимость.

Но есть и немало проблем на пути формирования экономического сообщества в Восточной Азии: дифференциация уровней экономического развития и среднедушевых доходов, слаборазвитое межгосударственное сотрудничество, неразвитость финансовых и политических институтов, слабая координация их действий, разнородность исторических, политических, экономических и культурологических факторов и национальных приоритетов. Немало зависит и от формирования Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г.

В итоге в АТР складывается соперничество между тремя проектами по созданию общерегиональной зоны свободной торговли: Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП) в рамках АТЭС, зон свободной торговли в рамках Тихоокеанского стратегического экономического партнерства (ТПП) и в рамках Регионального комплексного экономического партнерства в Восточной Азии.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу