Между ХАМАС и ФАТХ по-прежнему труднопреодолимые разногласия

12.02.13
Эксклюзив

Между ХАМАС и ФАТХ по-прежнему труднопреодолимые разногласия

Эксперты МГИМО: Крылов Александр Владимирович, д.ист.н.

Ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Александр Крылов — о том, удастся ли лидерам ФАТХ и ХАМАС создать правительство национального согласия в Палестине, каким образом это может повлиять на региональную безопасность Израиля и каковы позиции двух главных палестинских политических сил по отношению к сирийскому конфликту.

После одностороннего вывода израильских войск и поселений из сектора Газа в августе 2005 г. на палестинских территориях сложилась аномальная политическая ситуация. На состоявшихся 25 января 2006 г. выборах в Палестинский законодательный совет (ПНЗ), как известно, радикальное исламистское движение ХАМАС одержало убедительную победу над руководимым главой ПНА М. Аббасом Движением освобождения Палестины (ФАТХ). В марте 2007 г. ПЗС утвердил состав нового правительства во главе с представителем руководства ХАМАС И. Ханией. Ранее в результате вооруженных столкновений со сторонниками ФАТХ хамасовцы поставили под свой контроль весь сектор Газа. В ответ на это глава ПНА М. Аббас ввел чрезвычайное положение на палестинских территориях и 17 июня 2007 г. сформировал новое правительство во главе с. Файядом, в которое не вошли представители ХАМАС.

Сейчас на территории, являющейся зоной ответственности ПНА, образовалось два изолированных анклава («две Палестины»): ФАТХ контролирует часть Западного берега, а ХАМАС — Газу. Факт того, что Израиль, США и ряд стран Евросоюза причисляют ХАМАС к террористическим организациям, дает основание Израилю квалифицировать Газу не иначе как «враждебное образование», вести военные действия и применять жесткие блокадные меры против населения сектора под прикрытием стандартного аргумента о необходимости самостоятельно решать проблемы безопасности своих граждан — это с одной стороны. А с другой — позиция, полностью исключающая участие ХАМАС в субстантивных двусторонних палестино-израильских переговорах, достаточно эффективно подрывает все предпринимавшиеся до сих пор усилия, направленные на достижение межпалестинского согласия и единства.

Кроме того, в настоящее время деятельность ПЗС парализована, так как 39 его членов (большинство из них сторонники ХАМАС), включая спикера парламента А. Дуэйка, арестованы израильтянами по политическим мотивам и отбывают различные сроки в израильских тюрьмах. Из-за глубоких противоречий между основными палестинскими политическими силами очередные парламентские и президентские выборы, которые должны были состояться в 2009 г., отложены на неопределенный срок. Достижению палестинского единства препятствует целый пакет неурегулированных вопросов, касающихся, прежде всего, перераспределения властных полномочий в ПНА и реорганизации руководящих органов ООП, где ХАМАС не имеет своего представительства.

В апреле 2011 г. при посредничестве Египта делегации ФАТХ и ХАМАС прошел первый раунд переговоров, в ходе которых обсуждались проблемы организации и проведения всепалестинских выборов, а также создания широкого коалиционного переходного правительства. Главный итог переговоров — подписание ряда документов, подтверждающих, что вопросы палестино-израильского урегулирования остаются в компетенции нынешнего главы ПНА. После очередного раунда переговоров в декабре 2012 г. М. Аббас подписал указ о создании палестинской Центральной избирательной комиссии. Вместе с тем обе палестинские организации признают, что между ними пока сохраняются труднопреодолимые серьезные разногласия. ХАМАС, в частности, настаивает на том, чтобы контакты между силовыми структурами ПНА и Израиля в рамках обоюдного процесса палестино-израильского урегулирования были прекращены.

Объективно Израиль заинтересован в сохранении политического и территориального раскола палестинцев. Более того, он получает определенную выгоду от существования враждебного «Хамастана» в Газе, который реально не представляет серьезной угрозы для безопасности Израиля, однако, выступая в качестве политического оппонента палестинским властям в Рамалле, создает ситуацию, позволяющую израильским властям проводить курс, исключающий возможность решения ближневосточного конфликта в рамках формулы «два государства для двух народов».

Новое израильское правительство, которое сейчас формирует Б. Нетаньяху, как и прежде, будет проводить политику балансирования между миром и войной. Это предполагает сохранение современного статус-кво и использование временного фактора с целью создания, прежде всего на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме, необратимых реалий, исключающих создание палестинского государства. В ходе последней предвыборной кампании Б. Нетаньяху безапелляционно дал понять руководству ПНА, что он поставит перед ним ультиматум-либо урегулирование с Израилем, либо примирение с ХАМАС. Такой подход, кстати, полностью поддерживается нынешней американской администрацией. Следовательно, возобновление переговорного процесса между израильской и палестинской сторонами в соответствии с позицией, занимаемой Израилем и США, вероятно только в случае отсутствия политического единства между ХАМАС и ФАТХ. Очевидно, что палестино-израильские переговоры — даже если они состоятся — не приведут к урегулированию ключевых проблем о постоянном статусе (границы, беженцы, Иерусалим, поселения), поскольку обсуждать эти темы Израиль не намерен. Поэтому сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как далекую от нормализации отношений конфликтующих сторон, а перспектива подписания мирного договора в обозримом будущем представляется несостоятельной.

Что касается отказа зарубежного руководства ХАМАС от поддержки режима Б. Асада, то этот шаг был мотивирован элементарным стремлением к самосохранению. Х. Машаль и его окружение хорошо понимают, что сейчас в регионе разворачивается кампания по сдерживанию проиранского влияния. Алавитский клан Асада — первая жертва этой кампании. На очереди — «Хизбалла» и палестинские группировки, получающие финансовую помощь из Ирана. Не дожидаясь развязки военного противостояния между оппозицией и проправительственными войсками, лидеры ХАМАС в изгнании предусмотрительно покинули Сирию и переместились в Катар, что обеспечивает им сейчас надежное прикрытие. Судьба же базирующихся в Сирии таких старейших палестинских организаций, как Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование и Демократический фронт освобождения Палестины, остается более чем неопределенной. Поддержка режима Б. Асада может обернуться для них катастрофическими последствиями.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу