Habemus Papam

14.03.13
Эксклюзив

Habemus Papam

Эксперты МГИМО: Зонова Татьяна Владимировна, д.полит.н., профессор

Профессор кафедры дипломатии Татьяна Зонова — о новоизбранном главе Римско-католической церкви.

На второй день работы конклава над специально установленной по этому случаю над Сикстинской капеллой трубой вознеслось облако белого дыма. Через час вышедший на балкон базилики Св. Петра новоизбранный папа Франциск обратился к толпе со словами: «Братья и сестры, добрый вечер!». Он пошутил, что «за первосвященником для Рима отправились на край света», а по окончании своего краткого обращения к верующим благословил «всех людей доброй воли».

Любопытно, что когда протодиакон на латыни торжественно объявил, что папой избран кардинал из Аргентины Хорхе Марио Бергольо, возникло секундное замешательство. Бурлившая на площади Св. Петра толпа не сразу поняла, о ком идет речь. Имя аргентинского кардинала не было на слуху, в числе «папабили» (кандидатов на престол) пресса его не разу не назвала, имя Бергольо не звучало в многочисленных интернет-опросах, не было его и в рейтингах букмекеров. Недаром римская поговорка гласит: «Входящий на конклав как папабиле выходит с него простым кардиналом».

Мало кто из размышлявших о кандидатуре нового понтифика вспомнил о конклаве 2005 года, на котором папой Бенедиктом XVI был избран кардинал Ратцингер. А ведь на том конклаве фаворитом, за которого единым блоком выступили все латиноамериканские кардиналы, был именно Бергольо. Лишь когда сам Бергольо, сославшись на неготовность к миссии, уступил поданные за него голоса Ратцингеру, немецкий кардинал был избран папой. Соперничество на конклаве, однако, не повлияло на приязненные отношения между Ратцингером и Бергольо. Создается впечатление, что в 2013 г. Ратцингер принял мужественное решение об отречении, чтобы открыть дорогу папе-реформатору. Напомним, что Бенедикт XVI буквально накануне отречения произвел назначение шести новых кардиналов, среди которых не было ни одного европейца. Судя по всему, именно поэтому на нынешнем конклаве уже на пятом туре голосования новый понтифик был избран.

Папа Франциск первый из череды римских понтификов принял легендарное имя. Он также первый папа — член «Общества Иисуса», ордена иезуитов (может быть, поэтому говорили о «черном папе», имея в виду не только папу-африканца, но и по традиции облачавшихся в черное иезуитов). Однако самое главное — Бергольо первый неевропеец и первый латиноамериканец, вошедший на папский престол. Последнее весьма красноречиво. Ведь европейский континент переживает процесс секуляризации и отхода от католической церкви, а в Латинской Америке, Азии и Африке проживает около двух третей католиков.

Имя Франциск тоже многозначно. Франциск Ассизский — один из самых почитаемых святых христианской церкви. Он создатель монашеского ордена францисканцев, возникшего на рубеже XII и XIII веков. Орден проповедует бедность, аскетизм, милосердие и сострадание. В наше время непростых отношений между христианством и исламом вспоминают, как Св. Франциск в разгар очередного Крестового похода добился встречи с султаном, племянником знаменитого Саладина, и сумел склонить его к диалогу. Поэтому Франциску приписывают заслугу сохранения христианских святынь в Палестине. Вспоминают и том, что когда-то папе Иннокентию III, современнику Франциска Ассизского, было видение, как пришедший в Рим Франциск пытается спасти кафедральную Латеранскую базилику. Многие знаменитые художники, начиная с Джотто, изображали эту сцену, метафорически означавшую стремление сохранить разрушающуюся церковь. Не это ли задача, которую ставит перед собой новый папа — возродить влияние католической церкви?

Хорхе Марио Бергольо родился в 1936 г. в Аргентине. По происхождению он итальянец (теперь в Италии довольны те, кто мечтал о возвращении после более чем тридцатилетнего перерыва папы-итальянца, к тому же Св. Франциск считается покровителем Италии). Небогатый железнодорожник, отец нынешнего понтифика с женой-домохозяйкой эмигрировал в другое полушарие в поисках работы. Он покинул родную Асти, провинцию в Пьемонте, знаменитую своим игристым вином. В Буэнос-Айресе Хорхе Марио Бергольо выучился на химика, затем продолжил учебу на философском и теологическом факультетах. Закончив духовную семинарию, вступил в орден иезуитов. Кардиналом Бергольо стал в 2001 г.

Аскетизм нового папы широко известен. Приветствуя избрание Бергольо, президент Обама назвал его «покровителем бедных и беззащитных». Действительно, Бергольо в Буэнос-Айресе вел очень скромный образ жизни. У него не было дорогой машины и шофера. Падре Хорхе сам готовил себе обеды, предпочитал пользоваться общественным транспортом и ходить пешком. При нем в Аргентине мессы чаще всего проходили на площадях. Бергольо считает, что миссия церкви — не просто принимать в свое лоно новообращенных, надо идти навстречу тем, кто в церковь не ходит, кто ее покинул или относится к ней с безразличием. С теми, кто далеко, говорит Бергольо, мы общаемся по интернету. Он сам активно присутствует в социальных сетях, в твиттере и фейсбуке. В проповедях Бергольо часто обличает тщеславие и карьеризм, свойственные некоторым служителям церкви. Церковь, по его словам, «не только святая, но и грешница».

Вместе с тем полагают, что Франциск не будет жестким моралистом. В его проповедях упор делается на сострадание и радость. Это тоже перекличка с основателем ордена францисканцев. Франциск Ассизский считается одним из основоположников итальянской литературы. В отличие от многих произведений средневековья, представлявших земную жизнь юдолью греха и страдания, «Песнь о Солнце» (1224) Св. Франциска пронизана радостным ощущением бытия и единения с природой.

Весьма показательно, что в своих интервью новоизбранный папа не раз цитировал представителя «новой теологии» кардинала Анри де Любака, тоже иезуита. В первые послевоенные годы консерваторы обвиняли французского теолога в приверженности модернизму, критике засилья закоснелой церковной иерархии. Его отстранили от преподавания, а его труды изъяли из семинарий. Папа-реформатор Иоанн XXIII приблизил-Де Любака и назначил экспертом теологической комиссии, готовившей документы Второго Ватиканского собора (1962–1965).

Сегодня те, кто надеется на возрождение духа этого собора, его открытости к диалогу с представителями других конфессий и с теми, кто не исповедует никакой религии, ожидают от нового папы решительного продвижения по пути реформы римского католицизма. Отметим, что представитель Московского патриархата заявил, что РПЦ надеется на сохранение при Франциске «положительной динамики в отношениях».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу