К вопросу о формировании Северовосточноазиатской зоны свободной торговли

27.03.13
Эксклюзив

К вопросу о формировании Северовосточноазиатской зоны свободной торговли

Эксперты МГИМО: Костюнина Галина Михайловна, д.экон.н., профессор

26 марта в Сеуле стартовали переговоры между Японией, Китаем и Республикой Корея о подписании соглашения о Северовосточноазиатской зоне свободной торговли (СВАЗСТ). В нынешнем году намечено провести три раунда переговоров. Об этом — в комментарии профессора кафедры МЭО и ВЭС Галины Костюниной.

Северо-Восточная Азия (СВА) традиционно отличалась невысоким уровнем развития экономического сотрудничества. Причина кроется в исторических корнях, национальных различиях и в предпочтении двусторонних отношений. Оживление взаимных экономических связей началось с 70-х годах благодаря значительному повышению уровней экономического развития (Республика Корея) и изменению внешнеторговой политики (политика «открытых дверей» в КНР). За последние 30 лет экономическая взаимозависимость и взаимодополняемость возросла, хотя и продолжает оставаться существенно ниже, чем в целом в Восточной Азии.

Трехсторонние связи наиболее важны для Республики Корея, в экспорте которой на СВА приходится 29,9%, а также для Японии (27,0%). В китайском экспорте на долю двух других государств СВА приходится 12,6%. В целом, доля взаимного экспорта стран СВА составляет 19,4% от их совокупного экспорта во все государства мира, или 29% экспорта в страны АТЭС.

Концепция трехстороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии была предложена в 1998 году премьер-министром Японии К.Обучи.

Первый консенсус в отношении формирования Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ) был достигнут в 2003 году по вопросу проведения совместного исследования об экономической целесообразности зоны свободной торговли. С октября 2009 года такое исследование стало проводиться.

Подписание соглашения о ЗСТ затруднено из-за больших политических противоречий между Японией и Китаем. Если в двусторонних соглашениях о ЗСТ заинтересован Китай для целей расширения рынков сбыта и снижения торговых барьеров в отношении своих товаров, а значит, в повышении роли и конкурентоспособности КНР в мировой экономике, то Япония и Республика Корея проявляют в данном вопросе сдержанность. Другие проблемы с подписанием соглашения о зоне свободной торговли связаны с сохранением нерешенных проблем, в частности, в отношении конкурентоспособности сельского хозяйства и рыболовства Республики Корея для Японии; конкурентоспособности японской промышленности и сферы высоких технологий; риском роста дефицита взаимного торгового баланса для Республики Корея; повышением зависимости корейской экономики от китайского рынка и др.

В 2003 году стартовали двусторонние переговоры между Республикой Корея и Японией о соглашении об экономическом партнерстве, но были прерваны в ноябре 2004 года. В июне 2008 года. они возобновились, продолжается переговорный процесс, а проект даже прошел нотификацию в ВТО.

В 2006 году предложен проект по созданию зоны свободной торговли между Китаем и Республикой Корея, в 2011 году завершилось исследование его экономической эффективности.

Для формирования СВАЗСТ большое значение имеет постепенная институционализация трехстороннего сотрудничества. С 2008 года стали проводиться ежегодные саммиты лидеров трех государств, в рамках которых были приняты важные решения, включая Программу сотрудничества на 10 лет. В 2010 году достигнута договоренность о создании Секретариата по трехстороннему сотрудничеству со штаб-квартирой в Сеуле.

На четвертом по счету саммите стран СВА в мае 2011 года решено завершить совместные исследования о целесообразности создания зоны свободной торговли в регионе. В июне 2011 годапрошел форум в Сеуле по содействию региональной интеграции. Этот трехсторонний форум по экономике и торговле образовался после годичной подготовки, что было сделано на основе предложения Китайского центра по международным экономическим обменам.

Достижению консенсуса по вопросу формирования СВАЗСТ мешают экономические, политические, исторические проблемы, а именно: проблема конкуренции между странами, территориальные споры, проблема борьбы за лидерство в регионе, исторические корни японской политики колониализации.

Прецедентом в развитии интеграционных связей в СВА и стимулом для проведения переговоров между другими странами региона, прежде всего Китаем и Республикой Корея, стало Рамочное соглашение между Китаем и Тайванем, которое-де-факто является соглашением о зоне свободной торговли. Подписание этого соглашения вызвало озабоченность правительственных и бизнес-кругов Японии и Республики Корея, так как оно ставит их ТНК в менее благоприятные экономические условия по сравнению с тайваньскими корпорациями на китайском рынке. Данный факт стал еще одним стимулом для ускорения решения вопроса о СВАЗСТ.

В 2012 году Япония, Китай и Республика Корея подписали трехстороннее инвестиционное соглашение, которое стало важным шагом на пути формирования СВАЗСТ.

В целом, трехсторонняя зона свободной торговли в Северо-Восточной Азии принесет экономические преимущества всем трем странам в большем объеме по сравнению с двусторонними соглашениями. Необходимость ее формирования вызвана стремлением сформировать крупную в мире зону свободной торговли в рамках модели АСЕАН+3.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу