Трудности евразийской экономической интеграции

24.04.13
Эксклюзив

Трудности евразийской экономической интеграции

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

Директор Центра постсоветских исследований Станислав Чернявский — о факторах, которые замедляют евразийскую экономическую интеграцию.

18 апреля Комитет Государственной Думы по делам соотечественников провел парламентские слушания «О ходе евразийской интеграции» с участием руководства Коллегии Евразийской экономической комиссии во главе с В.Б.Христенко. На слушания пригласили экспертов из РИСИ, МГИМО, РГГУ и других исследовательских центров.

К сожалению, формат мероприятия не предусматривал рабочего обсуждения проблем интеграции, а выступления, за редким исключением, оказались окрашенными в радужные тона. Между тем, несмотря на определенные технические подвижки, ситуация на данном направлении внушает обоснованное беспокойство - в четвертом квартале 2012 года рост взаимной торговли практически прекратился, а в январе 2013 года ее объемы снизились на 2%. Кроме того, в Казахстане оппозиция ведет сбор подписей для организации референдума о выходе из Таможенного союза.

Идеи, выдвинутые 3 октября 2011 года В.В.Путиным о новом интеграционном проекте для Евразии, получили всенародное одобрение в России. Однако несмотря на последовавшие одновременно заявления президентов Белоруссии и Казахстана в поддержку интеграции, общественное мнение этих стран восприняло евразийский проект критически, в первую очередь, по экономическим причинам.

За истекший период негативное отношение к евразийской интеграции в Минске и Астане лишь усилилось. Во многом это связано с тем, что вступивший в силу в 2012 году  пакет законов затронул жизненные интересы экономик всех трех государств интеграционного пространства. Речь шла о правах трудящихся-мигрантов и членов их семей, единых принципах валютной политики, госрегулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, общих правилах поддержки сельского хозяйства, создании условий для обеспечения свободного движения капитала и других чувствительных сегментах рынка.

В 2013 году вступили в силу количественные ориентиры для проведения согласованной макроэкономической политики. Это означает, что теперь страны «тройки» должны находиться в определенных границах своих макроэкономических показателей при проведении государственной политики.

При подобных изменениях избежать недовольства отдельных влиятельных групп практически невозможно. Однако наряду с объективными трудностями экономического порядка есть и немало других негативных факторов, замедляющих темпы евразийской интеграции.

Первый. Интеграция остается проектом элит. Она не встречает поддержки у простых людей, интеллигенции, предпринимателей. Для общества в целом непонятны выгоды интеграции, более того – она пугает. Особенно малый и средний бизнес, позиции которого пошатнулись в связи с введением новых пошлин в торговле с Китаем и Евросоюзом.

Полагаю, что в целях повышения привлекательности интеграции необходимо выдвинуть на передний план ее гуманитарную составляющую, поставив во главу угла вопрос о гарантиях социально-экономических прав человека. Интеграция должна восприниматься обществом как процесс, усиливающий социально-экономическую защищенность всех слоев населения, личную безопасность граждан. Только при таком условии она получит всенародную поддержку.

В качестве межпарламентского инструментария для отработки предлагаемой стратегии и ее реализации можно было бы использовать созданный в ноябре 2005 года в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан. Институт накопил солидный опыт и пользуется заслуженным авторитетом не только в странах СНГ, но и в общеевропейском масштабе. Он располагает квалифицированным персоналом, имеет филиалы в Астане, Баку, Бишкеке, Киеве. Поскольку Межпарламентская ассамблея длительное время занимается модельным законотворчеством, в Секретариате МПА накоплен бесценный архив материалов, которые могли бы быть задействованы для подготовки российской стратегии в области прав человека применительно к евразийской интеграции. Одновременно это способствовало бы росту авторитета Межпарламентской ассамблеи, которую вполне можно было бы трансформировать в дальнейшем в парламент Евразийского союза.

Второй фактор. Динамичное развитие региональной экономической интеграции не обеспечено должными информационными усилиями. Поскольку свертывание прямого российского телевизионного вещания – объективный процесс, необходимо развивать новые формы информационного сотрудничества и воздействия. В интернете – создавать порталы и сайты не только в сегменте рунета, но и в национальных доменных полях – «BY-нет», «UA-нет», «KZ-нет» и пр., а также инвестировать средства в уже работающие интернет-структуры. Остаются актуальными и задачи развития кабельного русскоязычного телевидения и вещания пропагандистских и коммерческих радиостанций FM-диапазона. Необходимо оперативное введение тематики многостороннего экономического взаимодействия  в постоянный контекст информационного сопровождения государственной политики  всех участников ЕЭП.

Третий фактор. С учетом специфики государственных институтов России, Белоруссии и Казахстана ключевую роль в продвижении интеграции играют личностные моменты. На данном этапе стабильность властной вертикали в странах ЕЭП и СНГ в целом обеспечена преобладанием пропрезидентских сил в парламентах, административном аппарате и силовых структурах. Вместе с тем это преобладание нигде не является абсолютно устойчивым и во многом зависит от персональных изменений в высших звеньях государственного управления. На внешне стабильном фоне нарастает турбулентность политической среды. Приход во власть представителей нового поколения с новыми взглядами на будущее страны и ее роль в мировом сообществе может радикально изменить нынешние внешнеполитические векторы. Тем более что тактика кадровых решений на пространстве СНГ сохраняет неопределенность, связанную с отсутствием резерва публичных фигур, способных стабилизировать клановую конкуренцию элит, стремлением лидеров персонифицировать передачу власти, попытками членов президентского окружения использовать внешнеполитическую многовекторность как средство карьерного роста или политического выживания.

В создавшихся условиях важно усилить взаимодействие с общественными институтами титульной национальности, то есть той частью местной общественности, которая не относится к категории соотечественников и не уполномочена властями на сотрудничество с российскими структурами. Потребность в таких контактах имеется практически во всех сопредельных странах – среди старшего и среднего поколения академической и культурной общественности.

Благоприятные перспективы и значительный экономический эффект интеграционного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза обусловлены объективными характеристиками многостороннего взаимодействия. Однако нельзя забывать, что реализация комплексного интеграционного проекта на постсоветском пространстве решающим образом зависит от политической координации усилий России и ее партнеров, укрепления политических институтов наднационального регулирования объединительных тенденций. Россия – локомотив евразийской экономической интеграции, и об этом необходимо постоянно помнить.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу