Камо грядеши, Молдова?

26.04.13
Эксклюзив

Камо грядеши, Молдова?

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

Директор Центра постсоветских исследований Станислав Чернявский — о новом политическом кризисе в Молдове.

В Молдове разразился очередной правительственный кризис. Сразу надо уточнить, что кризис этот перманентный, а потому определить, где и когда наступит его конец, довольно сложно. Почти два года парламентарии не могли договориться о кандидатуре президента страны. В результате длительных и болезненных переговоров в марте 2012 года президентом стал Николае Тимофти, который сразу же столкнулся с противодействием правящей элиты.

За три года нахождения у власти альянса «За европейскую интеграцию» государственные институты были в значительной степени дискредитированы, поскольку правящие Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ), Демократическая партия Молдовы (ДПМ) и Либеральная партия (ЛП) разделили между собой не только министерские посты, но и Генеральную прокуратуру, спецслужбы, Центральную избирательную комиссию и даже руководство Высшей судебной палаты. Нарушена не только независимость целого ряда государственных структур, но и сам принцип разделения властей. На этом фоне в конце 2012 года произошел ряд коррупционных скандалов, в которых оказались замешаны представители правящей элиты. В результате 5 марта 2013 года парламент большинством в 54 (из 101) голоса выразил вотум недоверия правительству.

10 апреля президент своим указом назначил бывшего премьера Владимира Филата на должность премьер-министра. Однако 22 апреля Конституционный суд Молдовы опротестовал указ президента, отметив в своем решении, что «премьер, отправленный в отставку через вотум недоверия по подозрению в актах коррупции, находится в ситуации невозможности исполнения мандата».

Итак, очередной политический кризис. Судя по всему, это — системный кризис молдавской элиты, которая заметно отличается от властных структур других постсоветских государств отсутствием патриотизма, замешанным на национализме и русофобии.

Среди бывших «советских социалистических» республик Молдова занимает сегодня особое место. У ее лидеров нет национальной идеи, способной сплотить общество. Они не ставят задачу сохранения и укрепления независимой и суверенной государственности, превращения Молдовы в процветающую страну, способную обеспечить своим гражданам социальное благополучие, создать им максимально благоприятные условия для труда и отдыха, для учёбы и самореализации. Прямо или косвенно выдвигается лишь одна цель — передать свои суверенные права соседней Румынии. При этом никаких условий со стороны Кишинева не выдвигается — ни о конфедерации, ни об особых правах Молдовы в составе единого государства.

Прорумынски настроенные представители элиты упорно не хотят понимать, что любая попытка объединения Молдовы и Румынии моментально реанимирует территориальные претензии Венгрии, Болгарии, Украины и Румынии друг к другу. К тому же, помимо ярко выраженных интересов России в этом регионе, не стоит сбрасывать со счетов и стратегические интересы экономически и военно-политически усиливающейся Турции, которая становится всё активнее на территориях, ранее входивших в состав Османской империи. Сегодня любой передел границ в Европе в пользу какого-то отдельно взятого государства (а в данном случае речь будет идти об усилении Румынии) вызовет цепную реакцию ответных действий соседей.

Молдавская политическая элита во власти и в парламентской оппозиции в большинстве своём практически полностью утратила связь с избирателями, забыв о данных им перед выборами обещаниях. Борьба за власть стала для молдавских политиков самоцелью. Власть в их руках давно уже работает только в их личных интересах. В этом причина многих бед Молдовы.

Как свидетельствует история, в грозное, чреватое тяжелыми бедами время любому государству, чтобы преодолеть угрожающие его существованию опасности, выстоять и победить, необходимо наличие трёх важнейших факторов: у народа должен быть общепризнанный лидер, имеющий возможность опереться в своей деятельности на честных, преданных, умных, самоотверженных и патриотично настроенных политиков, а самое главное, страна должна иметь светлую, животворную, привлекательную для широких масс национальную идею, объединяющую и сплачивающую вокруг себя всё гражданское общество во имя её практической реализации.

Республика Молдова переживает сегодня именно такое тяжелое и опасное время, столкнувшись с реальной угрозой утраты своей независимой и суверенной государственности. Страна все глубже погружается в трясину системного управленческого, экономического и социального кризиса, прочно прописавшись в списке самых бедных и самых отсталых стран Европы.

В создавшихся условиях наиболее правильным стратегическим выбором для Кишинева могло бы стать решение о присоединении к Евразийскому союзу. Только прислонившись к сильному соседу, способному поддержать не только экономически, но и политически (в том числе, в вопросах территориального урегулирования), Республика Молдова могла бы выбраться на путь стабильного развития и процветания.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу