О поколении Y

17.05.13
Эксклюзив

О поколении Y

Эксперты МГИМО: Голиков Александр Николаевич, к.экон.н., доцент

Доцент кафедры экономической теории Александр Голиков — о современном российском генофонде и поколении Y.

По типу мышления я принадлежу к людям, о которых говорят, что «пессимист — это информированный оптимист». Приступая к рассуждению о поколении Y, я приведу мнение Игоря Юргенса. С его точки зрения, последнее трудоспособное поколение России — это те, кому за шестьдесят. Поэтому в создавшихся условиях уместно процитировать С.Витте, который говорил, что реформы в России «надо проводить очень быстро, в противном случае, может быть уже поздно». Кроме того, у Витте есть и другая фраза о том, что «реформы в России очень опасно проводить, но еще опаснее их останавливать».

Так вот основа ныне живущих поколений, в том числе уважаемого поколения Y, следующая.

Облик человека, представителя любого поколения базируется на двух основных показателях. Это его генофонд и окружающая действительность, сформировавшаяся под влиянием образования, воспитания и воздействия общества.

О генофонде российской нации можно говорить долго, упорно и не всегда оптимистично. Последнее яркое высказывание прозвучало 200 лет назад и принадлежало П.Чаадаеву, который говорил, что «мы растем, но не созреваем» и что «идеи долга, справедливости, права, порядка… это физиология европейца. И эти идеи в российские мозги надо вбивать молотом, и все бесполезно». 200 лет назад! Этот друг Пушкина и декабристов, естественно, был объявлен сумасшедшим. С 1917 по 1991 годы одной из основных целей внутренней политики в нашей стране была целенаправленная «зачистка» интеллектуального генофонда. В итоге остался тот, кто остался. Вот такой облик генофонда.

Теперь что касается образовательного воздействия. Никто из информированных людей никогда не скажет, что в СССР было лучшее образование в мире, за исключением, может быть, отдельных образовательных учреждений, которые имели прямой выход на мировую арену и где надо было поддерживать конкурентоспособный уровень образования. Это МГИМО, отдельные факультеты МГУ, небольшой круг вузов, готовивших специалистов для ВПК: физтех, Бауманка — и все. Тестирование по системе ПИЗА ЮНЕСКО 15-летних старшеклассников в конце 1980-х годов давало в качестве результата примерно 3–4 место в мире. Сегодняшняя реальность — это 34 место.

Что касается материальной основы, которая окружает поколение Y и другие поколения, продолжающие счастливо жить, то в ней заложено два процесса. Первый процесс — номенклатурная приватизация 1989–90 годов, когда все самые доходные источники советской экономики были разобраны «по своим» — сырьевые, внешнеэкономические, шоу-бизнес, валютные операции. Следующая основа — приватизация 1990-х годов, с содержанием которой можно подробно ознакомиться, прочитав материалы лондонского процесса Березовский-Абрамович.

Поэтому, прежде всего, хотелось бы пожелать нашим уважаемым молодым коллегам попытаться осознать, из какой среды они вышли. Имеется в виду, во-первых, генофонд. Это почти как климат на нашей территории, ничего с этим не поделаешь, это наследие истории. Во-вторых, необходимо осознание того, на какой материальной основе они существуют. Никто никогда им ничего не уступит. Для того чтобы ориентироваться в этой окружающей действительности, хорошо бы сначала получить качественное образование. Например, наш президент в одной из своих предвыборных статей сказал, что хорошо бы, в том числе выпускникам школ, опереться на опыт американских университетов. То есть выпускник обязан до получения диплома прочитать 100 книг из мирового культурного наследия, начиная от Библии и далее, куда входят Л.Толстой, Ф.Достоевский и представители других направлений литературы и науки. Но мы живем в обществе, где по всем опросам 80% населения считают основным источником информации телевидение и практически ничего не читают. Сложившаяся ситуация говорит о деградации, нравится нам это или нет.

Был заказ на программу «Стратегия 2020» — абсолютно либеральный выход из сегодняшней ситуации. Но какими политическими ограничениями это будет обставлено — это очень большой вопрос. Потому что четкая реализация этой программы несет в себе очень серьезные политические риски. Возможно, будет произведена большая работа с целью ее фрагментации. Во что все это обернется?

Предвыборное обещание президента В.Путина предполагало увеличить финансирование высшего образования и профессорско-преподавательского состава до 2018 года. Первый указ первого президента России Б.Ельцина тоже звучал именно в такой формулировке. Заработная плата преподавателей должна была быть в два раза выше средней по экономике. Разумеется, об этом указе 1990-х годов сразу же забыли. Среди высших политических деятелей в истории России был только один, который говорил, что учителями в школе, формирующими будущее страны, должны быть в культурно-образовательном плане лучшие люди. Имя этого человека П.Столыпин. Ссылку на это высказывание можно найти в исследовании А.Солженицына «Красное колесо». После Столыпина никакие государственные деятели ни при каких режимах себе этого уже не позволяли. На сегодняшний день в школах нового поколения очень часто работают люди, попавшие туда по отрицательной селекции. Поэтому говорить о резком рывке вперед я бы воздержался. Оптимизм важен, чтобы не погрязнуть в фатализме, но желательно, чтобы он базировался на образовательной основе.

По поводу национальной идеи, на мой взгляд, очень здравую идею высказал Е.Ясин. Он в свое время сказал, что можно взять в качестве национальной идеи повышение конкурентоспособности страны как в целом, так и ее граждан в отдельности. А.Сахаров оставил нам, в том числе, изречение, что «жизнь — это экспансия», т.е. постоянное преодоление себя и внешних барьеров. Только на этой основе человек развивается. Что касается инфантилизма молодого поколения, то это личностное качество определяет его низкую трудоспособность. Инфантилизм нашей молодежи можно объяснить следующим образом. У подавляющего большинства людей в нашей стране от мала до велика господствует ментальность сельской общины — уравнительное распределение. Члена семейной общины накормят в любом случае, независимо ни от чего. Как бы он ни сдал сессию, работает он или пьет, семейная община его все равно не бросит. В современном рыночном обществе, в котором стремятся жить представители семейной общины, действует принцип «каждый за себя». Это не совсем то, к чему они привыкли. Поэтому намереваясь туда двигаться, пусть они сначала попробуют изменить собственную ментальность.

Относительно качества поколений я приведу мнение человека, на основе научных работ которого происходили, если можно так сказать, революционные экономические изменения периода перестройки. Академик Н.Шмелев, директор Института Европы РАН, полагает, что после того урона, который потерпел генофонд России в период существования Советского Союза, компенсация может быть достигнута не раньше середины XXI века. Что касается саморазвития, то возможности для него у нынешнего поколения, безусловно, очень большие, можно сказать, неограниченные благодаря интернету. Главная проблема состоит в том, чтобы была внутренняя потребность к саморазвитию.

А что мы наблюдаем сегодня? В подавляющее большинство вузов можно поступить без вступительных экзаменов на основе результатов ЕГЭ. Если в советское время в вузы шло 20% выпускников школы, то сегодня — 80%. Причем обладатели дипломов подобных вузов, как правило, работают не по специальности. Напрашивается вывод: поступление в эти вузы рассматривается как способ «продлить детство». Существование вузов для «продления детства» — это не что иное, как неэффективное использование ресурсов общества.

Представляется, что в качественные вузы должно быть трудно поступить и еще труднее в них учиться. Это одно из основных условий формирования молодого поколения, имеющего потребность к саморазвитию, ответственного за себя и свои дела. Как известно, лучший способ управления, когда нет нужды в управлении. Будущее нашей страны определяется молодежью, и «поколение Y» должно выглядеть достойно.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу