Механизмы разрушения тандема Китай-АСЕАН. Экономика или политика?

21.05.13

Механизмы разрушения тандема Китай-АСЕАН. Экономика или политика?

Эксперты МГИМО: Лузянин Сергей Геннадьевич, д.ист.н., профессор

Экономические взаимоотношения Китая со странами АСЕАН сегодня в стадии испытаний. Переживут ли фазу территориальных споров и конфликтов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море интеграционные и субрегиональные проекты? Кому выгодна деформация экономических связей между Китаем и АСЕАН?

Невидимые причины разногласий. Кому не нравятся экономические успехи Китая и АСЕАН?

Экономическая и интеграционная основа отношений Китая и АСЕАН считалась до последнего времени незыблемой. Осложнения были, но конфликты существовали сами по себе, а экономика и большие деньги, появившиеся особенно после 1 января 2010 г., когда был запущен проект Зоны свободной торговли «АСЕАН — Китай», сами по себе. Многие эксперты считали, что многомиллиардные прибыли, которые большим потоком пошли в карманы китайских, сингапурских, индонезийских и других компаний, автоматически смешивают политические разногласия в регионе.

Сегодня большая часть экспертов Китая и АСЕАН говорит о том, что «успехи Китая и АСЕАН кому-то очень не нравятся на Западе, который хотел бы политически разрушить быстро развивающийся проект». Что, «кроме внешних, видимых китайско-вьетнамских и китайско-филиппинских разногласий по поводу островов, есть и более глубинные причины. Они связаны с антикитайской мотивацией части европейских и американских правящих элит».

В чем смысл данной мотивации — отдельный вопрос. Но внешне картина параллельного развития европейского и АСЕАНовского интеграционных проектов складывается не в пользу первого. По мнению российского эксперта, профессора Галины Костюниной, «по динамике развития интеграционных тенденций регион (ЮВА), включая данный проект (АСЕАН), обогнал Европу и Северную Америку, хотя по глубине этих процессов значительно им уступает».

Китайский масштаб. Возможен ли самый большой в мире интеграционный проект?
Прошлые восхищения моделью ЕС давно улетучились вместе с разразившимся европейским финансовым кризисом и текущими проблемами. На этом фоне особенно ярко и можно даже сказать вызывающе выглядели успехи интеграции Китая и АСЕАН. Это — товарооборот, достигший в 2012 г. 400 млрд. долл. (третья позиция в торговле КНР после ЕС и США). Это создание Китаем пяти зон торгово-экономического сотрудничества с Камбоджей, Таиландом, Вьетнамом, Индонезией. Это выход на отметку 100 млрд. долл. в двусторонних инвестиционных форматах. Страны АСЕАН также сумели вложить в китайскую экономику инвестиций на сумму 76,2 млрд. долл.

Приведенные цифры — промежуточные показатели роста. Невооруженным глазом видна перспектива их кратного увеличения. Другими словами, количество, достигнутое в экономике, на определенном этапе неминуемо переросло бы в новое, более высокое качество китайско-АСЕАНовской интеграции в её политическом измерении. А это, видимо, больно ранило кого-то из числа сильных и влиятельных.

Понятно, что версия АСЕАН + 1 не единственная. Существуют вариации, включая ВАС (Восточноазиатский саммит), АСЕАН + 3 и другие. В ноябре 2012 г., после XVIII съезда КПК, в ходе визита бывшего премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по странам АСЕАН родилась идея создания самого большого в мире интеграционного проекта Всестороннего регионального экономического партнерcтва (RCEP) в составе 16 государств — АСЕАН, КНР, Японии, Южной Кореи, Индии, Австралии, Новой Зеландии (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP).

2013 год может стать переломным в «тайных играх» вокруг АСЕАН и КНР. Возможно, что лидеры Китая и ведущих стран Ассоциации, в конечном счете, вынуждены будут поделиться доходами с внешним, третьим «участником» или «группой участников». Не исключены и другие варианты. В любом случае, история взаимоотношений Китая и АСЕАН содержит не только китайские региональные амбиции и обиду малых стран региона на Поднебесную, но и уже запущенный внешними силами механизм разрушения экономически успешного формата «АСЕАН +1».

Саммит в Брунее (2013). Почему Россию не берут во «всестороннее партнерство»?
2 мая 2013 г. в Джакарте состоялась встреча министра иностранных дел КНР Ван И с Генеральным секретарем АСЕАН вьетнамцем Ле Лыонгом. В повестке фигурировали вопросы борьбы с транснациональной преступностью, сотрудничества в области мореходства, АСЕАНовской интеграции, науки, технологий, здравоохранения, энергетической и продовольственной безопасности, выполнения Соглашения о свободной торговле АСЕАН-Китай (ACFTA), включая обмен мнения по Восточному морю и выполнения Декларации о поведении сторон в Восточном море.

Последний пункт отчасти был связан с решениями апрельского (2013) саммита АСЕАН в Брунее, по итогам которого было опубликовано Заявление генсека о «необходимости укрепления строительства Сообщества АСЕАН, расширения сотрудничества в субрегионе, мирного урегулирования спорных вопросов».

Идея Вэнь Цзябао, презентованная в ноябре 2012 г. (проект RCEP), на саммите в Брунее получила более конкретные очертания. Решено, что к концу 2015 г. указанные 16 стран приступят к созданию конструкции торгового механизма. Эксперты справедливо рассматривают инициативу саммита как альтернативу американскому проекту создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в составе десяти стран, но без Китая.
Как будет развиваться соперничество двух проектов, покажет ближайшее будущее. Пекин, в любом случае, смог первоначальную идею «всестороннего партнерства» — RCEP адаптировать под формат АСЕАН и других стран региона Восточной Азии и АТР (Индия, Япония, Австралия, Новая Зеландия). Это важно для него и с политической, и с экономической точки зрения.

Россия в качестве потенциального члена нового проекта не фигурирует. Формально это объясняется отдельными китайскими учеными низким уровнем экономического влияния РФ на восточноазиатское сообщество и «интеграционной оторванностью России от региона». На самом деле, российское участие, особенно в энергетической, продовольственной и транспортной кооперации было бы выгодно для всех участников и отражало бы дух российско-китайских договоренностей, достигнутых в ходе мартовского (2013) визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.

ГЭС, железные дороги и экология

Сотрудничество Китай-АСЕАН несет странам ЮВА определенные вызовы и угрозы. В их числе — угроза экологического загрязнения экосистем трансграничных рек. Западные и азиатские экологи пытаются привлечь внимание мировой общественности к строительству Китаем у себя каскада ГЭС на реке — Меконг (4500 км), связывающей южные провинции КНР и многие страны региона. В Юньнани построена уже пятая по счету гидроэлектростанция и дамба Ниожаду которые, как считают эксперты, могут отрицательно влиять на всю экосистему реки Меконг, особенно в нижней ее части.
Лидеры стран-соседей КНР не против сотрудничества с китайскими компаниями по строительству подобных сооружений и у себя. Правительство Лаоса, например, не возражает против сооружения плотины Ксаябури на реке Меконг, открытие которой намечено на 2016 г. при объеме инвестиций в 3,6 млрд. долл. Правительство Таиланда также не против такого проекта. Всего на нижнем течении Меконга планируется построить 10 крупных ГЭС, которые потенциально могут нарушить жизнеобеспечение 60 млн. человек.

Меньшую отрицательную экологическую нагрузку несут китайские железнодорожные проекты, ориентированные на Юг. Китайские компании в 2013 г. ввели в эксплуатацию железную дорогу Куньмин — Юйсы, соединившую провинцию Юннань с соседними странами АСЕАН. Несмотря на относительно небольшую длину ветки — 141 км, строители возвели 35 тоннелей и 61 мост. В ближайшей перспективе намечено строительство следующего отрезка — Юйсы — Мэнцзы, не менее сложного в плане рельефа местности. Эту ветку китайцы планируют сдать в 2014 г., реализовав план создания восточной Паназиатской железнодорожной сети. Другими словами, экономические и региональные геополитические выгоды сегодня явно доминируют над экологическими расчетами и прогнозами.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
Распечатать страницу