Нальчик: несостоявшаяся агломерация

29.05.13

Нальчик: несостоявшаяся агломерация

Эксперты МГИМО: Силаев Николай Юрьевич, к.ист.н.

Несмотря на удобное расположение, продуманное городское планирование и близость рекреационных территорий, Нальчик не превратился в агломерацию. По каким причинам процесс урбанизации приостановился? BigCaucasus предлагает вниманию читателей доклад Николая Силаева, старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, научного директора Кавказского центра проектных решений.

Нальчик можно с большим основанием назвать городом, который потенциально мог бы стать естественной агломерацией. Во-первых, вблизи столицы Кабардино-Балкарии расположено много других населенных пунктов. И хотя в сумме количество жителей потенциальной агломерации не дотягивает до миллиона, там имеется достаточный для ее создания массив. Во-вторых, Нальчик отличается качественным городским планированием. И наконец, в-третьих, недалеко от города находятся рекреационные территории.

Но, несмотря на все эти факторы, агломерации не случилось. Более того, в Нальчике нет той бурной экономической жизни, которая при всех оговорках наблюдается в Махачкале. Недостаточная деловая активность отражается даже на облике Нальчика. Там меньше, чем в Махачкале, магазинчиков, кафе, мастерских — советские проспекты и очень много магазинов федеральных торговых сетей.

В период с 2002 по 2010 год население Нальчика немного сократилось, в то время как количество жителей Махачкалы резко выросло. При этом, если говорить о готовности к урбанизации, Нальчик сегодня не способен принять большой миграционный поток из сел. В первую очередь из-за того, что советская промышленность в Нальчике рухнула еще 20 лет назад, а новая только начинает появляться. О специфике ее возникновения скажем чуть позже, сейчас же хотелось бы остановиться на особенностях миграционного процесса.

Поток переселенцев из сел практически не задерживается в Нальчике, или, по крайней мере, задерживается не в той степени, как в Махачкале, а идет в Пятигорск, Ростов, Санкт-Петербург, Москву, на Урал и далее — за Урал. Помимо транзитного характера миграционных процессов, следует отметить еще один момент. Нальчик, как город хорошо спланированный, расположенный в относительной близости от Пятигорска, привлекает жителей других кавказских республик — с точки зрения приобретения недвижимости. В Кабардино-Балкарии мне доводилось слышать утверждение, что каждый уважающий себя чеченский чиновник считает своим долгом купить квартиру в Нальчике. Спрос на недвижимость способствует сильному росту цен. А сильный рост цен, в свою очередь, сокращает возможности города в плане приема населения из сел.

Возвращаясь к довольно хрупкому процессу индустриализации, можно констатировать, что производство водки в Кабардино-Балкарии стало одновременно и мощным экономическим ресурсом, и фактором стагнации — когда есть возможность зарабатывать на водке, нет необходимости вкладывать куда-то еще. Только закрытие спиртовых заводов в последние годы способствовало тому, что накопленные в этой сфере капиталы пошли в другие активы. Характерно, что этот процесс не был поддержан со стороны республиканской администрации и федеральных властей.

Точнее, экономическая политика сложилась таким образом, что большая часть капитала ушла в сельское хозяйство. Это связано и с принятой стратегией экономического развития республики, и с теми ресурсами, которые готова была вкладывать федерация в развитие агропромышленного комплекса. В итоге, с одной стороны, в сельской местности возникли новые крупные предприятия, с другой — эти крупные предприятия выдавили из сельхозпроизводства мелких производителей. В первую очередь тех, кто работает на приусадебных участках. Сегодня им просто не хватает республиканского рынка для того, чтобы развиваться.

Вероятно, скоро в этот «республиканский» потолок упрутся и те, кто производит мясо птицы или вложился в мясное и молочное животноводство. И здесь оказывается значимым тот фактор, что Нальчик не превратился в агломерацию по примеру Махачкалы и не может вобрать в себя население окружающих сел. Надо при этом учитывать, что в целом республика имеет достаточно узкие рамки — для активной деятельности крупных предприятий этого простора недостаточно.

Еще одна деталь, которую нужно иметь в виду, — это имидж республики. Кабардино-Балкария не настолько отличается от других регионов России, чтобы особенности ее делового оборота служили защите ее внутреннего рынка. Она достаточно унифицирована в сравнении с остальным пространством страны, что привлекает федеральных инвесторов. Это значимый фактор, поскольку там достаточно активно ведут себя федеральные банки и розничные сети. В результате, с одной стороны, возникает потребительское кредитование и высокая степень закредитованности, а с другой — мелкая розничная торговля в городе «вымывается» из-за федеральных сетей.

В заключение хотелось бы сказать пару слов о тех территориях, которые в 2005 году вошли в состав Нальчика, — имеются в виду селения Хасанья, Белая Речка, Адиюх и Кенже. Когда мы говорим об агломерации, мы должны понимать, что в России сейчас нет соответствующей правовой базы. Сегодня для формирования агломераций существует два пути: либо под эгидой республиканской власти, которая фактически управляет такой агломерацией поверх полномочий муниципальных властей, либо за счет поглощения городами прилегающих территорий. По сути, в этом процессе не проявлена позиция поселений, расположенных рядом с городом. Они практически лишены субъектности, возможности участвовать в принятии решений по развитию агломерации на более или менее приемлемых для них условиях. В итоге, земля таких поселений достается городу, что увеличивает ее стоимость, ренту от этого роста получает руководство города и связанные с ним бизнес-группы, а поглощаемые поселения лишаются инструментов развития, которыми они обладали в качестве самостоятельных муниципалитетов.

P.S.: Доклад был прочитан 18 мая, в ходе «круглого стола» «Северный Кавказ: механизмы и риски земельный реформы», организованного «Российским конгрессом народов Кавказа» совместно с «Кавказских центром проектных решений» при поддержке департамента по национальной политике Администрации президента РФ.

Записал Бадма БЮРЧИЕВ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Большой Кавказ
Распечатать страницу