Россия несомненно поможет Беларуси

07.08.13
Эксклюзив

Россия несомненно поможет Беларуси

Эксперты МГИМО: Коктыш Кирилл Евгеньевич, к.полит.н.

Пресс-служба Александра Лукашенко выступила с заявлением, что проблем у белорусской экономики нет: мол, все стабильно — стабильнее не бывает. Тем временем экономисты и аналитики утверждают, что Беларуси грозит вторая девальвация. Об этом — в комментарии доцента кафедры политической теории Кирилла Коктыша.

— Кирилл Евгеньевич, как Вы оцениваете перспективы белорусской экономики?

— Перспективы белорусской экономики в части промышленного производства определяются сегодня главным образом в России. Экспорт промышленных товаров в Россию, как известно, составляет примерно половину доходов Беларуси от внешнеэкономической деятельности. Все будет зависеть от готовности Москвы использовать положение Всемирной торговой организации, в соответствие с которым интеграционные объединения, созданные до вступления страны в ВТО, не являются предметом регулирования организации, и распространить его на ТС-ЕЭП. Ведь не секрет, что проблемы со сбытом белорусской продукции в России начались именно с момента вступления России в ВТО: конкурировать на равных с глобальными корпорациями на «внутрисоюзном» рынке белорусский производитель, равно как и российский и казахстанский, явно не может. И речь идет о принятии политических решений, которые, по идее, должны касаться сохранения промышленной идентичности государств-членов создаваемого Евразийского союза, а не только гипотетических прав евразийского потребителя — поскольку при утере способности производить сложные товары тот потеряет и способность зарабатывать, то есть быть потребителем.

— Помогут ли Беларуси договоренности с КНР на общую сумму около 1,5 млрд долларов, о которых постоянно говорит Лукашенко? Действительно ли Китай планирует инвестировать в страну такие деньги?

— Китай в сегодняшних условиях, когда перспективы сбыта на внешних рынках остаются неопределенными, а с товарным заполнением внутреннего рынка он предпочтет справляться самостоятельно, вряд ли будет входить в финансирование проектов, от которых критически не зависит он сам. В этом плане Пекин может с легкостью предоставить Минску связанный кредит на сумму в 1,5 млрд и даже больше, который будут осваивать китайские же корпорации. Но предоставление им несвязанного кредита сегодня выглядит сомнительно.

— Предыдущий кризис в Беларуси смягчила весьма значительная финансовая помощь России. Сейчас Россия, судя по всему, не очень хочет давать Лукашенко деньги. Какие существуют сценарии развития ситуации?

— Поскольку Россия остается заинтересованной в том, чтобы реализовался евразийский проект, то помощь ее Беларуси в случае серьезных проблем с экономикой не вызывает сомнений: экономическая дестабилизация союзника дискредитирует саму идею Евразийского союза. Иной вопрос, что оказание такой помощи может быть совмещено и, скорее всего, будет совмещаться с торгом по тем либо иным активам, которые, например, российский бизнес может рассматривать в качестве ключевых для себя. Например, в качестве разновидности такого торга действиями может рассматриваться сегодняшний публичный конфликт между «Уралкалием» и «Беларуськалием». Как известно, он пока привел к заметному падению капитализации обеих корпораций, что может быть и частью тактики приобретателя, таким образом играющего на понижение финальной стоимости активов.

— На днях премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович утвердил Концепцию борьбы с терроризмомСреди внутренних источников угрозы, которые перечислены в документе, есть, например, «искусственное нагнетание напряженности в обществе». Значит ли это, что теперь любая критика в отношении руководства страны будет считаться террористическим актом?

— Список перечисленных в Концепции мер и угроз позволяет заключить, что главным опасением белорусского руководства является угроза финансово-экономической, нежели политической, дестабилизации. Иными словами, Минск опасается возможной игры внешних игроков «на понижение», целью которой будет обесценивание и последующая скупка за бесценок белорусских активов. Стоит отметить, что для этого у Минска есть основания: Беларусь является единственной страной в Европе, где в фактической госсобственности остается порядка 70% наличествующих в стране активов, и это является весомой ставкой для финансовых спекулянтов что с Запада, что с Востока.

В такой интерпретации актуальных угроз, кстати, Минск вовсе не оригинален, и скорее остается в рамках европейской правовой традиции. Так, например, Британия при первой же возможности получить Джорджа Сороса на своей территории готова тут же лично предъявить ему уголовные обвинения в обвале фунта стерлингов в 1992 году.

При этом надо отметить, что актуальных политических угроз внутри страны на сегодня официальный Минск перед собой фактически не имеет. Белорусская оппозиция не произвела альтернативной концепции экономико-политического развития Беларуси и, по сути, предлагает сохранение сегодняшней модели. В силу этого использование Концепции для запуска репрессивного аппарата выглядит сомнительным.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу