Береги «имя» смолоду

26.08.13

Береги «имя» смолоду

Эксперты МГИМО: Кривельская Ольга Валентиновна, к.юрид.н.

Далеко не все российские компании проверяют названия своих торговых знаков (товарных марок) на юридическую чистоту, что нередко приводит к печальным последствиям.

Все компании регистрируют свое фирменное наименование, но не всем известно, что название не тождественно торговой марке, при помощи которой идентифицируются товары и услуги. Компаний с одинаковым зарегистрированным в налоговых органах названием может быть много.

Но использовать свое наименование как товарный знак для однородных товаров и услуг имеет право только та компания, которая первой зарегистрировала его в этом качестве в российском патентном ведомстве.

Сегодня на рынке интеллектуальной собственности работают специалисты, которые занимаются «ловлей» чужих товарных знаков: отслеживают по открытому реестру те предприятия, которые забывают внести необходимые изменения в свидетельство о регистрации товарных знаков, и аннулируют регистрацию якобы за неиспользование торговой марки. Инициаторами подобных действий обычно выступают недобросовестные конкуренты, желающие завладеть чужим товарным знаком или уничтожить его, а значит убрать соперника с рынка.

Существует и масса других поводов для споров за торговую марку.

Это производство контрафактной продукции под чужим товарным знаком; выпуск продуктов-имитантов; борьба за контроль над определенным сегментом рынка; недобросовестная регистрация товарного знака известной компании для получения компенсации за его выкуп в момент начала деятельности этой компании на российском рынке; борьба за бывшие «раскрученные» торговые марки; тяжба правообладателей товарных знаков с владельцами доменных имен, чтобы запретить использование тождественных доменных имен или даже в судебном порядке отсудить доменное имя.

Рост числа судебных дел свидетельствует: все большее число предпринимателей осознают, что торговая марка является средством значительного увеличения доходов.

Споры по товарным знакам длительны и сложны. Это связано как с несовершенством российского законодательства, так и с отсутствием укорененности в сознании предпринимателей правовой процедуры, предполагающей, что специалисты — патентные поверенные — должны сопровождать торговую марку с момента возникновения идеи и на протяжении всей коммерческой жизни. Существовавшая долгие годы правовая бесхозность в области товарных знаков еще несколько десятков лет будет доставлять судебные хлопоты тысячам российских коммерческих фирм.

Внешторгклуб анонсирует совместный проект с юридической компанией «Кард Патент» — Национальную программу защиты интеллектуальной собственности и патентных прав российских компаний — субъектов международного бизнеса. В рамках проекта для российских компаний и зарубежных компаний открывающих представительства в России, будет предложен комплексный консалтинг в следующих областях: Регистрация товарного знака, полезной модели, изобретения, авторских прав, Договоров, Товарного знака по Мадридской процедуре, Товарного знака в зарубежных странах по национальной процедуре, Оформление документов и регистрация промышленного образца по одному из вариантов: на территории РФ, в зарубежных странах, на территории отдельного государства.

Презентация проекта состоится в сентябре 2013 года, а в дальнейшем — каждые два месяца Внешторгклуб планирует проводить бесплатные семинары и консультации на всей территории Российской Федерации и за рубежом. Информационный партнер программы — независимое федеральное политико-экономическое издание «Регионы России: национальные приоритеты».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Регионы России»
Распечатать страницу