Азербайджан: десятилетнее правление Ильхама Алиева

07.10.13
О книге

Азербайджан: десятилетнее правление Ильхама Алиева

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

В издательстве «ФЛИНТА» вышла монография «Десять лет истории Азербайджана: 2003–2013 годы» директора Центра постсоветских исследований Станислава Чернявского. Накануне президентских выборов, которые состоятся в Азербайджане 9 октября, автор книги ответил на вопросы «Экспертов МГИМО».

— Станислав Иванович, Ваша книга посвящена периоду азербайджанской истории с 2003 по 2013 годы. По сути, Вы оцениваете десятилетнее правление президента Ильхама Алиева — и оцениваете его почти исключительно положительно. В чем, на Ваш взгляд, самый большой успех, которого добился Азербайджан за этот период времени?

— Главный успех Ильхама Алиева и его команды в том, что они укрепили политическую систему страны и ее демократические институты. Создана структура эффективной государственности, обеспечившая высокую конкурентоспособность Азербайджана в региональных процессах и, соответственно, полноценное экономическое лидерство на Южном Кавказе. Формируемая на данном этапе социально-экономическая модель развития способствует переходу азербайджанского общества в новое политическое пространство — базис современного гражданского общества, в котором власть и оппозиция будут сосуществовать в контексте конструктивного соперничества.

В политической практике государства важнейшую роль играет национальная идея как стратегия выживания, развития и процветания в настоящем и будущем. Именно она консолидирует нацию, придает ей устойчивость, способствует тому, чтобы нация действовала как одно целое, помогает формировать правила поведения, выражающие интересы всего общества. Политическое развитие современного Азербайджана осуществляется на основе идеологической конструкции «азербайджанства», базирующейся на национальных интересах. Ее суть заключается в защите страны от попыток ослабить ее духовно и физически, в укреплении и развитии Азербайджана как унитарного, правового и демократического государства. Идеология «азербайджанства» — это та духовная ценность, которая выведет независимый и самобытный Азербайджан в ряды информационно-когнитивной (познавательной) цивилизации, то есть того общества, которое основывается на знаниях и формирует экономику знаний.

— А в чем заключаются слабые места нынешнего курса страны?

— Несмотря на реальные демократические преобразования, руководству страны пока не удалось создать конструктивную оппозицию, которая бы отражала интересы общества. Политическое пространство Азербайджана по-прежнему фрагментировано. За каждым шагом на пути консолидации оппозиции следует, как правило, болезненный откат назад. Сиюминутное слияние близких по исповедуемой политической идеологии партий сопровождается публичными ссорами лидеров и расколом. Не лучше обстоит ситуация и с политическими союзами, блоками, платформами — они все время создаются и распадаются.

Нерешенность нагорно-карабахского конфликта — центральной проблемы, определяющей внутриполитическую ситуацию в стране — значительно сужает свободу маневра руководства, подталкивая его активно пресекать любые призывы экстремистов к военным действиям. Это ведет к жесткому подавлению инакомыслия, наносит удар по политическим партиям. В обществе нарастает политический вакуум, который заполняют сторонники радикального ислама. Мечети все чаще превращаются в политические клубы. Значительная часть рядовых сторонников светской оппозиции, разочарованных ее позицией, уходит в ряды исламистов или их поддерживает.

— Вы пишете, что для разрешения нагорно-карабахского конфликта «необходимо, чтобы армянская элита четко осознала нереальность альтернативных вариантов и сохранения оккупированных земель». То есть дело целиком и полностью за Арменией?

— Урегулирование нагорно-карабахского конфликта зависит от обеих сторон. Уверен, что любые, даже минимальные подвижки в этом вопросе приведут к повышению инвестиционного рейтинга Южного Кавказа. Принятие согласованных при посредничестве Минской группы ОБСЕ базовых принципов урегулирования будет способствовать ослаблению напряженности, появлению первых элементов доверия, обеспечению практических совместных мероприятий — от разминирования до создания условий для хозяйственной деятельности беженцев. Главное для Армении — получить максимальные гарантии национальной безопасности в условиях изменений линии прекращения огня.

— Большая часть доходов страны имеет нефтегазовое происхождение. Вместе с тем, Вы пишете, что Азербайджан активно диверсифицирует экономику. В каких отраслях это заметнее всего?

— Общий рост экономики привел к оживлению строительного сектора и внутренних грузоперевозок, развитию в регионах телекоммуникационной инфраструктуры. В Азербайджане появились не существовавшие еще в конце 1990-х годов, но востребованные ныне виды производств. С 2003 года, например, телекоммуникационный сектор демонстрирует среднегодовые темпы роста на уровне 30–32%, в то время как в мире ежегодный прирост составляет в среднем лишь 10%. Исключением явился лишь кризисный 2009 год, когда динамика прироста снизилась до 13–14% годовых.

В 2008 году суммарный объем инвестиций в экономику Азербайджана достиг 11 млрд долларов, составив около 23% ВВП. В соответствии с информацией «CIA — The World Factbook», по этому показателю страна заняла первое место в мире. Для новых независимых государств особенно важны прямые иностранные инвестиции (ПИИ), приводящие в страну передовые наукоемкие технологии, прогрессивный опыт организации и управления бизнесом. По индексу ПИИ на душу населения Азербайджан входит в группу лидеров стран Центральной и Восточной Европы.

Азербайджан улучшил свою позицию (67-е место из 185) в подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией отчете «Doing Business», а в «Отчете о глобальной конкуренции» Всемирного экономического форума поднялся до лидирующей позиции среди стран СНГ и региона (46-е место в рейтинге). В классификации Всемирного банка по общему национальному доходу на душу населения Азербайджан вошел в категорию стран с «высокими средними доходами», а согласно отчету Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) по человеческому развитию за 2010 год — покинул группу стран со «средним человеческим развитием», перейдя в группу стран с «высоким человеческим развитием».

По динамике развития сферы информационных и коммуникационных технологий на протяжении последних трех лет Азербайджан занимает лидирующие позиции среди стран СНГ. Так, по данным доклада ООН Индекс United Nations e-Government Survey-2010, который отражает достижения 192 стран в создании электронного правительства, Азербайджан занял 83-е место, а по индексу «э-участия» из 157 стран мира — 68-е место.

Руководство Азербайджана намерено добиться того, чтобы в течение ближайших 10–15 лет доходы от сферы ИКТ догнали по объемам доходы от экспорта нефти.

Уже сегодня ИКТ является вторым по объему и потенциалу сектором после энергетической сферы, а с точки зрения перспектив и динамики развития этот сектор — несомненный лидер. За последние семь лет объем ИКТ вырос в пять раз и на сегодняшний день составляет около 1,5 млрд долларов США, что приравнивается к 1,9% общего ВВП и 4,3% ВВП не-нефтяного сектора. Ежегодные прямые инвестиции из бюджета в данную сферу составляют более 50–60 млн долларов. В целом, в течение последних четырех лет в сферу связи и информационных технологий инвестировано более 600 млн долларов. Только за последние пять лет около 500 новых IT-компаний вышли на азербайджанский и региональный рынки. В отчете «The Global Information Technology Report» Всемирного экономического форума в Давосе на 2012 год по уровню сетевой подготовленности («The Network Readiness Index») Азербайджан занял 57-е место.

— Как можно охарактеризовать сегодня отношения Азербайджана с Россией?

— По государственной линии наше сотрудничество стабильно развивается. Что касается отношений между хозяйствующими субъектами, то время от времени между ними возникают разногласия, но они не имеют принципиального характера и не отражаются на общем благоприятном фоне наших двусторонних отношений. Это, в частности, подтвердили итоги состоявшегося в этом году визита президента России В.Путина в Азербайджан.

— 9 октября 2013 года в Азербайджане состоятся президентские выборы. Кого из 15 кандидатов Вы считаете наиболее вероятным претендентом на президентский пост?

— Наиболее вероятным является, разумеется, Ильхам Алиев. В том числе и потому, что он имеет конкретную программу дальнейших действий по укреплению благосостояния рядовых азербайджанцев.

— Если Ильхам Алиев вновь будет избран главой государства, каким будет его «Новый Азербайджан»?

— Судя по заявленной предвыборной программе, Ильхам Алиев исходит из того, что в постмодернистском обществе задачи государства радикально изменились. Из ночного сторожа оно превратилось в социального партнера, который становится не только заказчиком, но и гарантом инновационной социальной модернизации. Такое государство будет иметь большую устойчивость, поскольку лучше приспособлено к новым вызовам — к существованию в динамической среде постиндустриального общества, где инновации являются нормой. При этом государство должно управлять не экономикой, а экономическим развитием; не обществом, а социальным развитием. Именно такие цели поставлены в концепции развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее», принятой в 2012 году. Реализация этой программы обеспечит переход страны на качественно новый, более высокий уровень развития, отвечающий запросам сегодняшнего дня и полностью соответствующий роли Азербайджана как бесспорного лидера Южного Кавказа.

Беседовал Андрей ЗАВАДСКИЙ,
Управление интернет-политики

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу