Информационно-образовательная среда университета: условие конкурентоспособности

01.11.13
Эксклюзив

Информационно-образовательная среда университета: условие конкурентоспособности

Эксперты МГИМО: Раицкая Лилия Климентовна, д.пед.н., к.экон.н., доцент

Информационно-образовательная среда вуза становится сегодня одним из важнейших условий успешной конкуренции, повышения качества образования и эффективной деятельности на рынке образовательных услуг. Практические аспекты и проблемы, стоящие в этой связи перед университетами, анализирует заведующая кафедрой английского языка №5 Лилия Раицкая.

Понятие «информационно-образовательная среда» (ИОС) применительно к университетам появилось более 15 лет назад. Как само понимание этого явления, так и практические подходы к его формированию и развитию изменились за это время от чисто технических и технологических на первых этапах, когда ИОС трактовалась как «аппаратные средства и программное обеспечение», до педагогических и образовательных в настоящее время.

Информационные технологии и подходы к обеспечению ИОС за это время изменились кардинальным образом: от отдельных программных продуктов, разрабатываемых программистами с участием преподавателей, до универсальных, удобных для пользователя (то есть для преподавателя) платформ, которые являются основой для администрирования ИОС и «оболочкой» для самых разнообразных учебно-методических комплексов, тестов, учебно-методических разработок.

Сейчас под информационно-образовательной средой понимается унифицированное единообразное информационно-коммуникационное образовательное пространство, которое базируется на технологической платформе, а также включает образовательные, педагогические, администрирующие и технические кадры, которые обеспечивают функционирование этой среды. Такая ИОС сегодня заменяет, а вернее, дополняет традиционное образовательное пространство университета.

С развитием в университетах ИОС связана еще одна важнейшая реалия современного образования — дистанционное образование. Сразу же следует оговориться, что в российском образовании в этой связи речь идет не только и не столько о дистанционном образовании как форме образования, но, прежде всего, об использовании дистанционных образовательных технологий «при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся» (Порядок использования дистанционных образовательных технологий: Приложение к Приказу Минобрнауки России от 6 мая 2005 года).

Более того, ведущие университеты мира заслужили свое высокое положение не дистанционными программами, а именно традиционными формами образования. Дидактически и методически обоснованное применение дистанционных технологий в традиционных формах обучения способно дать им новый импульс, особенно в такой важной области, как педагогическое сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов, на которую в высшей школе отводится такое же количество часов, как и на аудиторные занятия.

Университеты, имеющие информационно-образовательную среду, соответствующую, прежде всего, новейшим образовательным технологиям, а также современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий, успешно реализуют весь комплекс вопросов университетской политики, включая:

  • управление и планирование учебного процесса от расписания до планирования нагрузки профессорско-преподавательским составом;
  • информационное и методическое обеспечение студентов, преподавателей, технического персонала;
  • педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов, предусмотренной учебными программами;
  • педагогическое сопровождение самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе и вне программ обучения (научные студенческие общества);
  • эффективное и оперативное консультирование и методическая помощь со стороны преподавателя;
  • контроль выполнения студентами учебных заданий, предусмотренных программами курсов;
  • эффективность проверки выполненных студентом заданий, включая компьютеризованные формы контроля, а также формирование «портфолио» заданий каждого студента, которое позволяет отслеживать прогресс и успеваемость, фиксировать сроки сдачи работ, анализировать сильные и слабые места в учебных курсах через призму массива студенческих работ, хранящихся в архиве ИОС вуза;
  • перенос в ИОС той части учебного процесса, которая дидактически более результативна именно с применением дистанционных технологий, а также экономия, которая достигается при таком подходе;
  • учет и контроль выполнения профессорско-преподавательским составом университета учебной нагрузки, а также видов учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и иной работы, предусмотренной контрактом и законодательством;
  • постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, обязательное по федеральным законам;
  • обеспечение студентов учебными материалами без дорогостоящего и неэффективного тиражирования разовых раздаточных материалов;
  • доступ студентов к необходимым учебно-методическим и научным материалам, включая библиотечные фонды;
  • доступ студентов и преподавателей к актуальной информации об учебниках, учебных пособиях и научной литературе — наличии в библиотеке университета или в какой-либо базе данных (платной или бесплатной), возможности приобретения в торговой сети, включая через Интернет;
  • доступ к библиотечному каталогу и базам данных, на которые университет имеет подписки;
  • возможность использования дистанционно, а также непосредственно в аудитории учебно-методических комплексов, обязательных согласно учебным программам курсов и имеющих как текстовую составляющую, так и электронную составляющую, мультимедийную при дидактической необходимости;
  • организация воспитательной и общественной работы;
  • и другие.

Этот список можно продолжать бесконечно.

Любой традиционный университет, имеющий современную информационно-образовательную среду, при своем решении начать осуществлять дистанционную форму образования, имеет потенциал приступить к таким программам без значительных инвестиций, поскольку уже функционирующая и полноценная ИОС готова обеспечить не только частичное применение дистанционных технологий обучения в очном образовании, но и любые дистанционные программы, включая дистанционное образование как форму.

Поэтому именно ИОС во всех университетах — от традиционных и самых престижных до принявших решение переориентироваться и специализироваться преимущественно на дистанционном образовании — позволяет решать образовательные задачи с наименьшими издержками при сравнительно высоком качестве образовательных услуг, поддерживаемом образовательными технологиями на основе информационно-коммуникационных технологий.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу