Италия: вызовы иммиграции

21.11.13

Италия: вызовы иммиграции

Эксперты МГИМО: Зонова Татьяна Владимировна, д.полит.н., профессор

Итальянское общество, сталкиваясь с вызовами иммиграции, не готово встречать прибывающих в страну мигрантов с распростертыми объятиями. Тем не менее большинство итальянцев признают необходимость использования иностранной рабочей силы. Превратятся ли иммигранты в угрозу для итальянского общества или постепенно интегрируются в него, будет зависеть от того, удастся ли правительству эффективно регулировать иммиграционные процессы и проводить гибкую иммиграционную политику.

С первых месяцев 2011 г. небольшой итальянский остров Лампедуза (область Сицилия) оказался в центре внимания мировых СМИ. В связи с событиями в арабских странах на остров хлынул поток тунисских мигрантов. Центр временного пребывания (ЦВП) нелегальных иммигрантов, рассчитанный всего на две сотни человек, оказался явно не готов к приему многих тысяч людей. ЦВП на Лампедузе и раньше подвергался жесткой критике. Журналисты, проникавшие в Центр под видом иммигрантов, писали об ужасающих условиях, в которые попадали прибывшие морем на Сицилию африканцы.

Весной 2011 г. итальянские власти, пытаясь как можно оперативнее справиться с проблемой, решили снабдить прибывших нелегалов временным видом на жительство и переправить их во Францию, поскольку именно там большинство тунисцев и намеревались поселиться. Однако Франция остановила поезда с иммигрантами на границе, обвинив Италию в нарушении правил Шенгена, которые предусматривают возможность пересечения европейских границ лишь при наличии удостоверения личности, достаточных для проживания средств и подтверждения, что мигранты не представляют угрозы для безопасности. Скандал удалось уладить дипломатическим путем. Тем не менее итальянский средиземноморский остров еще не раз давал повод для новостей.

Несколько месяцев спустя обитатели ЦВП, напуганные намерением итальянских властей выдворить их из страны, подожгли находящиеся там постройки, захватили баллоны с газом и угрожали все взорвать. Разгневанные островитяне вступили в самую настоящую войну с иммигрантами. Полиция попыталась разогнать разбушевавшуюся толпу. В результате десятки раненых были отправлены в больницу.

События на Лампедузе подогрели интерес к проблемам иммиграции. Итальянцы вспомнили, что всего полвека назад они тоже были нацией эмигрантов. С позапрошлого столетия и вплоть до «экономического чуда» в середине прошлого века почти 25 млн человек (более трети нынешнего населения страны) покинули родину в поисках работы и достойного заработка.

Выход Италии на уровень наиболее развитых индустриальных держав изменил ситуацию. Нехватка собственных рабочих рук, а также сама структура итальянской экономики, для которой характерны широкий спектр мелких предприятий и так называемый теневой сектор экономики, превратили Италию в весьма привлекательную цель для мигрантов. К тому же в отличие от стран Северной Европы с весьма развитой системой государственного социального обеспечения Италия испытывает большую потребность в частных услугах по ведению домашнего хозяйства, уходу за больными и престарелыми людьми.

В отличие от ряда других западных стран итальянские власти не провозглашают политику мультикультурализма. Иммиграция в Италии воспринимается, прежде всего, как функциональная проблема. Сегодня большинство итальянцев признают необходимость использования иностранной рабочей силы в связи с демографическими проблемами, обусловленными низкой рождаемостью и старением населения. 76% итальянцев уверены в том, что труд иммигрантов приносит существенную материальную прибыль и компенсирует нехватку рабочих рук, при этом лишь 29% ощущают серьезную конкуренцию со стороны иммигрантов.

Кто иммигрирует в Италию?

Росту иммиграции во многом способствовали геополитические сдвиги в постбиполярном мире, революционные перемены в странах Северной Африки и бурное развитие китайского бизнеса, а также чрезвычайно протяженные морские границы, позволявшие судам с мигрантами бесконтрольно причаливать к итальянским берегам.

С середины 1990-х годов число иммигрантов в Италии выросло более чем в три раза. В настоящее время процентное соотношение выходцев из разных стран выглядит следующим образом: Центральная и Восточная Европа — 49,3%, Африка — 22%, Азия — 16,2%, Америка — 7,7%.

В первой группе наиболее многочисленны румыны, украинцы и албанцы. Выходцы из стран Магриба составляют большинство второй группы. Китайцы, индийцы, бенгальцы и пакистанцы представляют Азию. Наибольшее количество иммигрантов из стран Западного полушария поставляют Эквадор и Перу. По религиозной принадлежности на первом месте — христиане, мусульмане составляют более 30% . В Италии около 7% населения — иностранцы. Однако в 2010 г. из общего количества новорожденных иностранцы составили 14%, т. е. рождаемость иммигрантов значительно превысила уровень рождаемости итальянцев.

Иммиграционная квота

По данным министерства внутренних дел, в 2011 г. Италия примет около 100 тыс. граждан из стран, не входящих в ЕС (без учета сезонных рабочих), из них более 50 тыс. человек — из стран, подписавших с Италией соглашения о сотрудничестве в области миграционной политики.

Правовые аспекты регулирования потоков иммигрантов

Для получения вида на жительство иммигрант должен заключить трудовое соглашение с работодателем, который, в свою очередь, обязан обеспечить иммигранта достойным жильем, а по истечении срока действия контракта оплатить транспортные расходы для возвращения его на родину. Потерявший работу иностранец в течение 3–6 месяцев обязан найти новую работу или покинуть Италию. Вводится процедура дактилоскопирования иммигрантов.

Взносы в пенсионный фонд, если они вносились на протяжении не менее пяти лет, иммигрант сможет получить лишь по достижении 65-летнего возраста. Из родственников только супруг/супруга иммигранта и их несовершеннолетние дети могут воспользоваться правом на воссоединение семьи. Исключение для детей, достигших совершеннолетия, делается лишь в случае их нетрудоспособности, которую тоже надо доказать.

Родители иммигрантов старше 65 лет могут претендовать на воссоединение с детьми, однако от них требуется представить целый пакет документов, свидетельствующий о неспособности жить самостоятельно. Не исключается проверка ДНК. Несовершеннолетние иммигранты, не сопровождаемые родственниками, включаются в проекты социальной и гражданской интеграции. Вид на жительство они смогут получить по достижении совершеннолетия, если будет доказано, что они находятся в Италии не менее четырех лет и не менее трех посещали курсы интеграции. При этом у них должно быть место жительства, они должны посещать какое-либо учебное заведение или иметь трудовой договор с работодателем. Правда, на несовершеннолетних не распространяется положение о квотировании мигрантов.

Да здравствуют новые итальянцы!

Основные цели, преследуемые законодателями, состоят в поощрении квотированной законной иммиграции и принятии мер, направленных против нелегальной иммиграции.

Иммигранты, не нарушающие законодательство, по истечении определенного срока имеют право претендовать на натурализацию, т. е. на получение итальянского гражданства. Реализацией программ культурной интеграции иммигрантов занимаются «культурные посредники». Для несовершеннолетних детей иммигрантов посещение государственных школ обязательно и бесплатно. Государственные органы власти разных уровней в сотрудничестве с неправительственными организациями и ассоциациями иммигрантов призваны организовывать мероприятия, которые способствовали бы ликвидации национально-культурных и религиозных барьеров и интеграции иммигрантов в принимающие их сообщества. При этом каждый иностранец имеет право сохранять приверженность собственным культурно-языковым и религиозным традициям.

Итальянское законодательство наряду с понятием «легального» иммигранта вводит категории «нерегулярного» (т. е. имеющего удостоверение личности, но не получившего вид на жительство) и «нелегального» иммигранта (без каких бы то ни было документов). Нелегальные иммигранты по прибытии помещаются в центры временного пребывания для выяснения личности. В подобных центрах, помимо итальянского персонала, работают представители Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международного комитета Красного креста.

В случае установления факта незаконного пребывания иммигранта в Италии проводится процедура выдворения его из страны. Выдворенному нелегалу в последующие десять лет запрещается возвращаться в Италию. Медицинские работники могут сообщать (по собственному усмотрению) о нелегальных иммигрантах, обратившихся за медицинской помощью (ранее подобная практика запрещалась). Иммигрант, нелегально возвращающийся в Италию после выдворения, может подвергнуться тюремному заключению.

Следует отметить, что время от времени итальянское правительство идет на легализацию иммигрантов, проживающих на территории страны без надлежащих документов. «Нерегулярные» иммигранты, как и легальные, получают на руки санитарную книжку и имеют право на медицинскую помощь. Женщины-иммигрантки не могут быть высланы из Италии, если они беременны, а также в течение шести месяцев после рождения ребенка.

Европейский союз и ряд неправительственных организаций подвергли критике некоторые положения итальянского иммиграционного законодательства как не учитывающие предусмотренное международными законами право на предоставление политического убежища или статуса беженца. По решению Конституционного суда Италии некоторые нормы, в частности положение об уголовном преследовании иммигранта, даже если он убедительно обосновал невозможность в предписанный срок покинуть Италию, были отменены.

С целью более эффективного регулирования процессов иммиграции Италия идет по пути заключения соответствующих соглашений с пограничными странами. Первое соглашение такого рода было подписано с Тунисом (1998 г.). Переговоры на эту тему велись еще с 19 странами. В частности, предусматриваются совместные действия по спасению кораблей, терпящих бедствие в нейтральных водах (с 1988 г. более 20 тыс. мигрантов погибли в результате кораблекрушений). В настоящее время Италия настойчиво призывает ЕС принять дополнительные совместные меры по решению проблем, возникающих в регионе Средиземноморья.

Иммиграция и общественное мнение Италии

Проблемы миграционной политики неизбежно влияют на состояние общественного мнения Италии. Исследователи отмечают, что зачастую в своей предвыборной агитации партии чрезмерно политизируют иммиграцию, усугубляя тем самым ее негативное восприятие обществом. В «криминализации» темы иммиграции заинтересованы как борющиеся за голоса избирателей партии, так и падкие на сенсации СМИ. Опросы общественного мнения показывают: почти две трети респондентов уверены в том, что нелегальная иммиграция во многом превышает уровень легальной. На самом деле, по данным официальной статистики, нелегальная иммиграция составляет лишь 10% от общего числа иммигрантов.

По пути интеграции

Создается впечатление, что сегодня в Италии, как и во многих странах Евросоюза, растут ксенофобские и экстремистские настроения. Воспрепятствовать этой опасной тенденции может дальнейшее совершенствование национального и европейского законодательства, недопущение маргинализации иммигрантов и «секьюритизации» проблемы. Необходимо обеспечить представительство иммигрантов в институтах власти, а также вкладывать достаточные средства в культурную деятельность, направленную на интеграцию иммигрантов в итальянское общество. Не случайно Романо Проди, в прошлом премьер-министр Италии и председатель Европейской комиссии, заявил: «В лице иммигрантов мы получаем огромный потенциальный ресурс. Надо идти по пути интеграции. Будущее поколение иммигрантов должно стать поколением итальянцев».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РСМД
Распечатать страницу