Домашнее задание для ЕС и ТС

24.12.13
Итоги года

Домашнее задание для ЕС и ТС

Эксперты МГИМО: Лебедева Марина Михайловна, д.полит.н., к.психол.н., профессор

Заведующая кафедрой мировых политических процессов Марина Лебедева — о том, к чему может привести дальнейшая изолированность Европейского и Таможенного союзов друг от друга.

2013 год был полон международных событий. Среди них те, которые с очевидностью продемонстрировали, что даже самые острые международные проблемы можно разрешать мирными средствами. Это и нахождение «развязок» в отношении химического оружия в Сирии, и позитивные шаги по ядерной программе Ирана. Отрадно, что значимую роль в решении этих проблем сыграла российская дипломатия. Особенно это касается вопроса по Сирии, когда благодаря усилиям России было предотвращено военное вторжение в страну.

Одновременно 2013 год показал противоречивость и сложность современной эпохи: теракты в Бостоне и Найроби, беспорядки в Турции и Египте…

Наряду с противоречивостью мира в череде событий явно прослеживаются современные тренды развития мировой политики. Одним из ведущих здесь является интеграционный тренд. Разумеется, как и любое развитие, интеграция идет не линейно: усиление и расширение интеграции сопровождается последующими этапами ее ослабления (в этом отношении прослеживается аналогия с волнами демократизации, о которых писал С.Хантингтон). Но вектор один — в сторону дальнейшего развития интеграционных процессов в мире.

Интеграционные процессы на евразийском пространстве не являются исключением из общего тренда. Они хорошо вписываются в общую закономерность мирового политического процесса. В результате, все больший интерес вызывает Таможенный союз, объединяющий Россию, Казахстан и Беларусь. В 2013 году меморандум об углублении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией (наднациональным органом ТС) подписали Армения, Киргизия и Украина. О своем намерении вступить в ТС заявили Абхазия, Приднестровье, Сирия и Южная Осетия.

Другое интеграционное объединение — Европейский союз — также продемонстрировало развитие в уходящем году. В июле 2013 году произошло очередное расширение Евросоюза: к нему присоединилась Хорватия, а в конце ноября в Вильнюсе Грузия и Молдавия парафировали Соглашения об ассоциации с ЕС. Но самые сильные эмоции вызвала Украина, отказавшаяся подписывать аналогичное соглашение в Вильнюсе.

Как выстраивать дальнейшие отношения с ЕС, с одной стороны, и с Таможенным союзом, с другой — конечно, решать самой Украине. Об этом в последнее время говорится и пишется много. Однако проблема явно выходит за рамки конкретного украинского случая конца 2013 года (пусть и очень острого). Возникает множество вопросов, главный из которых — взаимодействие и взаимоотношения интеграционных образований: насколько конкурентными и сотрудничающими они могут и должны быть. Понятно, что обе составляющие (конкуренция и сотрудничество) содержатся во взаимоотношениях обеих структур, но сотрудничество должно преобладать. Почему?

Прежде всего, конфронтация в современном мире чревата очень серьезными последствиями для всех членов мирового сообщества. Об этом говорится, начиная со второй половины ХХ столетия, очень много. Казалось бы, данный тезис должен стать аксиомой. Географическая близость и товарооборот двух интеграционных образований также побуждают к сотрудничеству. При этом на сегодняшний день обсуждаются варианты и со стороны ТС, и со стороны ЕС о возможном создании зон свободной торговли с государствами, географически далекими от них. Еще один аргумент: ТС создавался на организационных принципах, близких к ЕС. Это также облегчает сотрудничество. Наконец, в Дорожной карте, подписанной Россией и ЕС в 2005 году, отмечается, что участие в интеграционных процессах стороны рассматривают как основание для «укрепления безопасности и стабильности». Эти и другие аргументы не раз приводились российскими исследователями.

И, тем не менее, сотрудничества не наблюдается. Есть две группы причин, препятствующих развитию сотрудничества ЕС и ТС. Первая группа связана с правовыми и экономическими вопросами, в частности, с тем, что не все члены ТС являются членами ВТО. При всей сложности подобных проблем они все же решаемы. Труднее со второй группой проблем — проблем политического характера, обусловленных, прежде всего, опасениями ЕС в отношении нового интеграционного образования.

Дальнейшая изолированность ЕС и ТС друг от друга повлечет за собой целый ряд негативных моментов: экономические потери; нарастание конфронтационных тенденций в отношениях ЕС и России; усиление противоречий на постсоветском пространстве (ярким примером здесь выступает Украина); ослабление взаимозависимости и взаимовлияния на континенте, что отрицательно скажется на стабильности и проблемах безопасности и т.п.

Итак, 2013 год подвел нас к необходимости выстраивания деловых отношений между ЕС и ТС. Начинать, по-видимому, надо с отказа от идеологизации и политизации отношений и перевода их в прагматичную сферу экономики. Этому отвечает, например, предложение России создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Разумеется, оно ориентировано на перспективу, но продвижение в этом направлении необходимо выстраивать уже сейчас. Одновременно нужна и более гибкая позиция в отношении европейских стран, не вошедших пока в то или иное объединение. Здесь должны быть найдены формы, отличные от классической модели игры с нулевой суммой.

Все это задачи для наступающего 2014 года. Разумеется, вряд ли стоит ждать их полного решения в следующем году, но наметить тенденцию такого дальнейшего развития будет крайне важно. Так что и Европейский, и Таможенный союзы вступают в новый год со своеобразным домашним заданием.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу