Восприятие Беларуси в России

18.12.13

Восприятие Беларуси в России

Эксперты МГИМО: Коктыш Кирилл Евгеньевич, к.полит.н.

Говоря о существующих в России когнитивных установках в отношении Беларуси и белорусов, мы с удивлением должны констатировать отсутствие специфичных стереотипов «иного». Это особенно странно, если учесть практически постоянное присутствие белорусов в российской среде.

Так, уже в XVI в. в Москве находится значимое количество белорусов (литвинов, в соответствии с самоназванием белорусов в тот исторический период), а в XVII в. литвинская диаспора составляет уже целых 10% от всех посадских домов Москвы. Не сложилось таких стереотипов и в более поздний исторический период, притом что в отношении всех других этносов, включая украинский, они благополучно возникли. В отличие от остальных народов бывшего СССР, белорусы воспринимаются россиянами как «свои». По сути, на них экстраполируется «русскость», которая, впрочем, при ближайшем рассмотрении таковой вовсе не является. В силу каких-то причин белорусы не стали для русского этноса «чужими» и не позиционировали себя в России в качестве «чужих» и «отдельных».

Таким образом, значимые этнические отличия, фиксируемые на протяжении последних ста лет многими добросовестными исследователями (начиная еще с В. И. Даля) [13], остаются практически незамеченными российским общественным сознанием. Этот феномен явно нуждается в поисках объяснения. Очевидно, что дело тут не в особенностях индивидуального поведения или попытках осознанной мимикрии: за такой временной промежуток и при такой плотности контактов сумма любых ситуативных обстоятельств неизбежно усредняется.

Единственным рациональным объяснением этому может быть только специфика социальной позиции, которую белорусы занимали в России. Получается, что они так или иначе ассоциировали российское государство (своими действиями в изрядной степени формировавшее российскую идентичность) с собой, воспринимали как «свой» проект и, в свою очередь, воспринимались россиянами как носители этого проекта. Только в этом случае отдельная рефлексия в принципе оказывается невозможной. В то же время, отметим еще раз, сами они вовсе не превращались в русских даже на уровне диаспоры, на протяжении веков устойчиво осознавая себя вполне «отдельными».

Оставляя на время в стороне вопрос о причинах таких когнитивных установок белорусов, обратимся к самим этим установкам — когда, как и из чего они могли сформироваться?

Читать статью

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Перспективы
Распечатать страницу