К итогам Евразийского саммита в Москве

26.12.13
Эксклюзив

К итогам Евразийского саммита в Москве

Эксперты МГИМО: Чернявский Станислав Иванович, д.ист.н.

24 декабря 2013 года в Москве состоялось очередное заседание Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств. О результатах этой встречи — в комментарии директора Центра постсоветских исследований Станислава Чернявского.

На фоне антироссийского шабаша, организованного при попустительстве и при непосредственном участии некоторых государств Евросоюза после Вильнюсского саммита, московская встреча «тройки», состоявшаяся в Кремле 24 декабря в составе Белоруссии, Казахстана и России, прошла в подчеркнуто аполитичной обстановке. Ее лейтмотив — ускоренная модернизация и повышение конкурентоспособности, отказ от преждевременных политических амбиций (как образно высказался Н. Назарбаев, «нельзя строить второй этаж, не построив первый»), совершенствование правового механизма ТС/ЕЭП.

Встреча началась в узком составе (президенты Белоруссии, Казахстана и России), а затем продолжалась с участием президентов Киргизии и Армении и премьер-министра Украины.

Лидеры «тройки» отказались от каких-либо политических высказываний в адрес Евросоюза или отдельных стран, сосредоточив свое внимание на обсуждении проекта институциональной части договора о Евразийском экономическом союзе, в котором определяются международно-правовой статус, организационные рамки, цели и механизмы функ-ционирования учреждаемого с 1 января 2015 года союза. В ходе дискуссии не обошлось и без критики — довольно острой, но справедливой и конструктивной.

Так, Н.Назарбаев вновь указал на необходимость «вначале подготовить фундамент для интеграции, а уже потом переходить на более глубокие формы взаимодействия». Он считает, что на текущем этапе было бы полезнее сконцентрироваться на скоординированной, согласованной политике по формированию общего рынка в тех областях, которые в равной степени интересны всем участникам и способны дать наибольший эффект.

Но главное, на чем настаивает Астана, это недопущение какой-либо политизации создаваемого экономического союза. Как подчеркнул в своем выступлении в Кремле Назарбаев: «Давайте создадим экономический союз, все придет в свое время. Мы строим экономический союз, поэтому задача Комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции». При этом он уточнил, что такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза.

Белорусская сторона, напротив, выступила за более чёткое и предметное разграничение компетенций как самого Союза, так и государств-членов. Как заявил А. Лукашенко: «Чем конкретнее мы пропишем, кто чем должен заниматься, тем меньше у нас потом будет споров, что кто-то лезет не в свои вопросы. Со сферами компетенций Союза согласились все, логично сделать и второй шаг — прописать, в каких сферах наши государства будут иметь компетенции, реализуемые в формате согласованной политики».

Как белорусы, так и казахстанцы высказали неудовлетворенность работой аппарата Евразийской экономической комиссии — низкой эффективностью и излишней бюрократизацией. В том числе тем, что эксперты не выработали единый терминологический словарь, нет общего понимания ключевых терминов договора, не согласованы положения договора в части правосубъектности и компетенций, статуса, видов решений органов будущего союза, соотношения договора с международными обязательствами.

Наиболее острая критика со стороны А. Лукашенко прозвучала в связи с замедлением работы по ликвидации изъятий и обеспечению свободы перемещения товаров. В качестве примера он привел алкогольную и табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, рыбу и другие товары.

После обмена критическими замечаниями стороны рассмотрели согласованный проект институциональной части Договора, предусматривающий наделение ЕАЭС необходимой правосубъектностью, формирование системы органов и правовых актов Союза, а также определение механизма присоединения новых государств к ЕАЭС. Было решено, что параллельно будет готовиться функциональная часть Договора, кодифицирующая договорно-правовую базу ТС/ЕЭП.

Принципиальным моментом стало согласие казахстанских партнеров на включение в Договор сохраняющих актуальность положений договорно-правовой базы ЕврАзЭС, упраздняемого с созданием ЕАЭС.

Весьма примечательным является конструктивный, прагматичный подход «тройки» к возможному расширению ТС/ЕЭП. Ранее было согласовано, что единые для всех кандидатов правила будут предусматривать создание рабочей группы, которая должна предварительно изучить экономические показатели страны-кандидата, соответствие ее законодательства договорно-правовой базе ТС/ЕЭП.

Напомним, что Рабочая группа по вопросу участия Киргизии была создана 19 октября 2011 года. Она подготовила проект «дорожной карты», по итогам реализации которой будут определены условия присоединения Киргизской Республики к ТС/ЕЭП. Документ предусматривает мероприятия по приведению национального законодательства Киргизии в сфере санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, а также технического регулирования в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза, гармонизацию методологических подходов ведения статистики внешней и взаимной торговли товарами, приведению таможенной и приграничной инфраструктуры на киргизском участке будущей внешней границы в соответствие с требованиями ТС.

Работа над «дорожной картой» для Киргизии практически завершена. Принято также решение «О плане мероприятий („дорожной карте“) по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Относительно Армении Н. Назарбаев, однако, высказал озабоченность тем, что в связи с нагорно-карабахским конфликтом вопрос о фиксации границ Таможенного союза в этом регионе остается открытым. Поэтому, сказал он, «мы будем вместе с коллегами подписывать „карту“, но с особым мнением, которое будет приложено».

В ходе саммита российская сторона подчеркивала позитивную динамику интеграционного процесса. Как отметил В. Путин, «за последние годы — с 2010-го по 2012-й — наш товарооборот со странами Таможенного союза возрос на 15 миллиардов, то есть практически на четверть». При этом он особо выделил наметившуюся тенденцию на сокращение доли сырьевых ресурсов во взаимной торговле с 40 до 33% за время функционирования Таможенного союза, улучшение структуры товарооборота, замещение сырьевых товаров технологичной продукцией, товарами высокой добавленной стоимости. Единый евразийский рынок обеспечивает весомую долю загрузки всех трех стран-участниц в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере услуг.

Итоги Евразийского саммита в Москве свидетельствуют о понимании лидерами «тройки» необходимости ускорения интеграционного сотрудничества. Об этом свидетельствуют как принятые решения, так и намеченные планы. Вместе с тем, за скобками по-прежнему остаются негативные политические факторы, замедляющие темпы евразийской интеграции.

Этот процесс остается проектом элит и не встречает поддержки у простых людей, интеллигенции, предпринимателей. Для общества в целом непонятны выгоды интеграции. В целях повышения ее привлекательности важно подчеркивать гуманитарную составляющую интеграционных процессов. Интеграция должна восприниматься обществом как процесс, усиливающий социально-экономическую защищенность всех слоев населения, личную безопасность граждан.

Динамичное развитие региональной экономической интеграции не обеспечено должными информационными усилиями. Необходимо целенаправленное оперативное введение тематики многостороннего экономического взаимодействия в постоянный контекст информационного сопровождения государственной политики всех участников ЕЭП.

Ключевую роль в продвижении интеграции на данном этапе играют личностные моменты. Но приход во власть представителей нового поколения с новыми взглядами на будущее страны и ее роль в мировом сообществе может радикально изменить нынешние внешнеполитические векторы. Важно быть готовыми к подобным изменениям.

Разумеется, создание Евразийского экономического союза — жизненно-важного для России интеграционного проекта — решающим образом зависит от ее собственных успехов в сфере экономики, и об этом необходимо постоянно помнить.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу