Интеграционные процессы: Азиатско-Тихоокеанский регион

26.12.13
Итоги года

Интеграционные процессы: Азиатско-Тихоокеанский регион

Эксперты МГИМО: Костюнина Галина Михайловна, д.экон.н., профессор

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Галина Костюнина комментирует интеграционные итоги года в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 2013 году Азиатско-Тихоокеанский регион отличался интенсивным развитием интеграционных процессов на региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях. В рамках трех региональных объединений — АТЭС, ВАС и АСЕАН — состоялись очередные саммиты, на которых были приняты важные решения в сфере экономической интеграции.

В октябре на индонезийском острове Бали прошел под лозунгом «Устойчивый Азиатско-Тихоокеанский регион — двигатель глобального роста» 21-й саммит форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В принятой итоговой декларации определены приоритетные направления деятельности АТЭС на ближайшие годы. Среди них — поддержка многосторонней торговой системы и создание к 2020 году зоны свободной торговли и инвестиций; укрепление взаимосвязанности на основе Долгосрочного плана АТЭС по инфраструктурному развитию и инвестированию; поддержание устойчивого роста.

Для успешной реализации перечисленных направлений намечены следующие меры: отказ от введения дискриминационных ограничений в торговле и инвестициях до конца 2016 года; снижение ставок таможенных пошлин до 5% и более на экологическую продукцию; разработка плана стимулирования и ускорения сбалансированного, безопасного и всеобъемлющего экономического роста; повышение на 10% эффективности цепочек поставок к 2015 году; создание субфонда в рамках Фонда АТЭС по содействию либерализации торговли и инвестиций; стимулирование реализации Дорожной карты по продовольственной безопасности к 2020 году.

9 октября в столице Брунея открылся 23-й саммит стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), на котором была утверждена Декларация видения АСЕАН после 2015 года, то есть после завершения формирования АСЕАНовского сообщества как экономического, политического и социокультурного. В Декларации подведены промежуточные итоги. В частности, в рамках создания Экономического сообщества АСЕАН выполнено почти 80% намеченных мер.

Тогда же в октябре прошел 8-й Восточноазиатский саммит в столице Брунея — Бандар-Сери-Бегаване. На саммите Китай выдвинул предложения по углублению сотрудничества между странами-участницами диалогового механизма АСЕАН+3. Это поддержание мира и безопасности в регионе; развитие сотрудничества по активизации интеграционных процессов в Восточной Азии и подписание до 2015 года Соглашения о региональном комплексном экономическом партнерстве; содействие региональной финансовой стабильности и экономическому развитию с использованием механизма Чиангмайской инициативы; сближение сотрудничества в сфере продовольственной безопасности и обмена людскими ресурсами.

Страны Восточноазиатского саммита поддержали предложение КНР по разработке плана действий по реализации Пномпеньской декларации (2012 год) по активизации сотрудничества в шести приоритетных областях — экологии и энергетике; образовании; финансах; вопросах здравоохранения и борьбы с эпидемиями; управления стихийными бедствиями; повышения связанности стран АСЕАН. Намечено активизировать интеграционные процессы на основе соглашений об экономическом партнерстве и торговой либерализации в рамках Соглашения о региональном комплексном экономическом партнерстве (РСЕП).

В 2013 году продолжился переговорный процесс по подписанию Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве (ТПП), в котором участвовали 11 стран — США, Австралия, Сингапур, Новая Зеландия, Бруней, Чили, Перу, Вьетнам, Малайзия, Канада и Мексика. В июле присоединилась 12-я страна-участница — Япония, которая предложила снизить таможенные пошлины на 75% в течение одного года после вступления в силу соглашения о ТПП и на оставшиеся 25% в течение 10 лет. Но общего одобрения японское предложение не встретило. Так, некоторые страны предлагают период таможенной либерализации продолжительностью в 14-17 лет.

Интерес к участию в переговорном процессе проявляют Республика Корея и Китай. Если изначально КНР критиковал ТПП как инструмент изоляции Китая, то в июле 2013 года позиция официального Пекина претерпела изменения. В случае присоединения еще двух государств экономический потенциал будущей зоны свободной торговли составит 51% мирового ВВП — и ТПП будет самым крупным интеграционным объединением мира. На данный момент состоялось 19 раундов переговоров, и его участники надеются подписать соглашение до конца 2013 года.

В уходящем году состоялись первые переговоры по Соглашению о Региональном комплексном экономическом партнерстве (РСЕП) в составе 16 стран Восточноазиатского саммита — Японии, Китая, Республики Корея, АСЕАН-10, Австралии, Новой Зеландии и Индии. Месяцем раньше лидеры стран достигли договоренности о формировании региональной зоны свободной торговли к 2015 году. В ходе первого раунда переговоров рассматривались вопросы таможенных пошлин, торговли услугами, инвестиций, прав интеллектуальной собственности, конкурентной политики. Решено сокращать в среднем ежегодно не менее одного нетарифного барьера. Малайзия и Индонезия решили снизить пошлины на алкогольные напитки к 2015 году, а Вьетнам и Камбоджа — на нефтехимическую продукцию. Будущая восточноазиатская зона свободной торговли объединит 3,35 млрд человек, или более половины мирового населения. Ее совокупный ВВП составит 17,1 трлн долларов, или 27% мирового ВВП, и совокупный товарооборот — 740 млрд долларов.

В 2013 году стартовали переговоры по подписанию трехстороннего Соглашения о Северо-Восточноазиатской зоне свободной торговли (СВАЗСТ) между Японией, Китаем и Республикой Корея. Первый консенсус по данному вопросу был достигнут десять лет назад — в 2003 году, а с 2009 года проводились исследования о целесообразности СВАЗСТ.

Стимулом для подписания соглашения о Северо-Восточноазиатской зоне свободной торговли стало Трехстороннее инвестиционное соглашение (2012 год), переговоры о двусторонней зоне свободной торговли между КНР и Республикой Корея и между Республикой Корея и Японией. В целом, Трехсторонняя зона свободной торговли будет включать торговлю товарами и услугами, правила страны происхождения, таможенные процедуры, защитные меры, права интеллектуальной собственности и электронную торговлю. Будущая СВАЗСТ будет иметь совокупный ВВП в 15 трлн долларов (20% мирового ВВП, или 70% азиатского ВВП).

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу