Развитие имеющегося между Москвой и Баку стратегического партнерства в пользу России

30.06.14

Развитие имеющегося между Москвой и Баку стратегического партнерства в пользу России

Эксперты МГИМО: Казанцев Андрей Анатольевич, д.полит.н.

Интервью VAKinfo с директором Аналитического центра международных исследований при Московском Государственном институте международных отношений (МГИМО) МИД России, научным сотрудником Центра Маршалла (Германия), доктором политических наук Андреем Казанцевым.

— Как можете охарактеризовать развитие азербайджано-российских отношений за последнее время?

— Отношения России и Азербайджана давно официально выведены на уровень стратегического партнерства. Этому не мешает ни одновременная дружба России с Арменией, ни некоторые решения Азербайджана (вроде закрытия Габалинской станции или голосования в ООН против позиции России по Крыму). Отношения в сфере социально-экономической подчеркиваются серьезным товарооборотом, около 3,6 млрд. долларов, миграционными потоками, межчеловеческими и культурными связями, наличием большой и влиятельной азербайджанской диаспоры в России. Стратегический характер отношений подчеркивается поставками больших объемов российских вооружений Азербайджану. После прошлогоднего визита президента России Владимира Путина в Азербайджан эти отношения приняли интенсивный характер. В последнее время появились намеки на возможность активизации сотрудничества и в ключевой экономической сфере — углеводородной.

— 17 июня Баку посетил глава МИД РФ Сергей Лавров, 19 июня Дмитрий Рогозин. Как Вы оцениваете эти два визита?

— К этому списку визитеров я бы добавил еще министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева и спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

Общие причины этой активизации очевидны. Сейчас резко усилилась конкуренция за влияние на страны постсоветского пространства между Россией и Западом (США и ЕС). Есть страны, которые определились, с кем они будут — скажем, Молдова и основная часть Украины смотрят на Запад, а Белоруссия, Казахстан и Армения сориентировались на евразийские проекты. Есть страны, которые сохраняют многовекторную политику, среди них Азербайджан — ключевой. Здесь как у России, так и у Запада появился стимул усилить свое влияние на них, перетянуть на свою сторону.

Еще одна, более конкретная причина связана с общей структурой отношений в треугольнике Баку-Москва-Ереван. Москва пытается поддерживать отношения стратегического партнерства как с Баку, так и с Ереваном. Очередное сближение России с Арменией в связи со вступлением последней в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) должно компенсироваться какими-то дружественными жестами и в адрес Баку. Серия визитов, прежде всего, визит Лаврова, были призваны разъяснить, каким образом с учетом вхождения Армении с ЕАЭС Россия будет сохранять свое стратегическое партнерство с Азербайджаном. Лавров, в частности, подчеркнул, что вступление Армении в ЕАЭС будет происходить в рамках тех границ, в которых она вступала в другие организации, в том числе и в ВТО. То есть, Карабах в ЕАЭС не включается. Кроме того, он отметил, что, с точки зрения Москвы, позиция России по карабахской проблеме и вопрос вступления Армении в ЕАЭС ни в коем случае не следует между собой увязывать. Россия привержена идее мирного урегулирования карабахской проблемы на основе взаимоприемлемого компромисса между Баку и Ереваном. Среди других важных тем — правовой статус Каспийского моря, вопросы сотрудничества прикаспийских государств в контексте подготовки Четвертого каспийского саммита в Астрахани.

— Какие отношения сегодня могут выстроить Азербайджан и Евразийский Экономический Союз?

— Среди главных перспектив — развитие торговли между ЕАЭС и Азербайджаном. Вообще, у Азербайджана неплохие торговые связи с двумя ключевыми членами ЕАЭС — Россией и Казахстаном. Мое мнение: в принципе, отношения можно оформить для начала по принципу постепенного построения общих «пространств» на базе исторически сложившихся связей (по образцу давних, но, к сожалению, пока по целому ряду причин «не сработавших» соглашений между Россией и ЕС). В частности, это могут быть пространство зоны свободной торговли, общее образовательное и культурное пространство. Со временем можно подумать и о чем-то большем, например, о недавнем предложении министра экономического развития РФ Улюкаева о том, чтобы Азербайджан вступил в ЕЭС. Но для начала надо освоить, хотя бы, эти первые рубежи. Лично я всегда выступал за то, чтобы не торопиться с интеграцией постсоветских стран, действовать постепенно, твердо осваивая каждую новую, более высокую форму интеграции. Иначе вообще ничего не получится. Нельзя выступать в роли крестьянина из китайской пословицы, который каждый день вытягивал рисовые ростки из земли, чтобы они быстрее росли. В результате его неумных действий они совсем засохли. В этом контексте я обращаю внимание на то, что министр иностранных дел России Лавров подчеркнул в ходе визита в Баку, что Россия не направляла Азербайджану формального приглашения в Таможенный союз или Евразийский экономический союз.

— Стоит ли ожидать более активной посреднической позиции РФ в карабахском конфликте в ближайшее время?

— Попытки урегулировать карабахскую проблему в последнее время активизировались. Сейчас ведущую роль у России в этом вопросе пытается перехватить Франция, она работает в плане организации новой встречи президентов Азербайджана и Армении. В целом, надо понимать, что сейчас высшее российское руководство очень занято в связи со сложной геополитической ситуацией, которая сложилась вокруг Украины, а также в связи с рядом других факторов, не последнюю роль среди которых играет сложная внутриэкономическая ситуация в России. Вряд ли поэтому оно сможет уделить достаточное внимание карабахской проблеме в ближайшее время. Но после окончания острой фазы кризиса вокруг Украины приоритетность карабахской проблемы для внешней политики Москвы может существенно повыситься. В президентство Медведева, когда с геополитической ситуацией на постсоветском пространстве было полегче, Россия делала очень много в этом направлении. Думаю, Путин со временем тоже вернется к этому вопросу, так как эта линия, в общем, и тогда была им одобрена в рамках так называемого «тандема» Путин-Медведев.

В условиях, когда Россия и Запад, как представляется, на достаточно долгое время застыли «в клинче», многие проблемы постсоветского пространства окажутся замороженными на долгие годы. Очень много вопросов «завязаны» на том, что одну сторону поддерживает Россия, другую — Запад, и никто не хочет ничего уступать. Но Карабах к числу этих проблем не должен относиться, так как в нем элемента противостояния России и Запада никогда не было. И Россия, и США, и Франция в рамках Минской группы ОБСЕ занимали, в принципе, всегда если и не полностью сходные, то взаимосовместимые позиции.

— Россия собирается ли ставить Азербайджан перед необходимостью выбора — Евразийский экономический Союз или ЕС?

— На постсоветском пространстве обострилось противостояние между Россией и Западом. Многие эксперты отмечает, что сейчас наступил кризис многовекторных политик постсоветских государств. То есть, попытки одновременно дружить и с Россией и с Западом будут встречать неприятие с обеих сторон. В этом плане Азербайджан, безусловно, будет подвергаться разнонаправленному давлению и со стороны России, и со стороны стран Запада (включая США и государства ЕС). Поэтому перед необходимостью выбора Баку будут стараться ставить сразу с двух сторон — и с Запада и с Севера. Но если для экономически более зависимых от внешних игроков стран (в частности, Армении) такое давление непереносимо, то Азербайджан, имея стратегические запасы углеводородов, легко может его вынести. Это понимают думающие эксперты, как на Западе, так и в России. Поэтому давление, конечно, будет. Но оно, с учетом имеющихся реалий, ни в коем случае не будет в форме предложений, от которых невозможно отказаться. Вступление в законный брак вообще дело добровольное, а нормальный экономический союз — это вроде законного брака. Думаю, Баку будет продолжать отказываться делать такой однозначный выбор, а продолжит развивать многовекторную политику. Лично я полагаю, что надо быть реалистами: в конечном итоге, развитие имеющегося между Москвой и Баку стратегического партнерства, даже без однозначного выбора в пользу России, для РФ выгодно. Тем более, что цена такого выбора более или менее известна: это, как минимум, решение Карабахской проблемы на основе позиции Баку плюс еще много чего в этом же роде. А этого Москва пока сделать не сможет, даже если бы она и захотела.

Севиль АТАЕВА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Всероссийский Азербайджанский Конгресс»
Распечатать страницу