Быстро идем на Восток: столичный бизнес сближается с Поднебесной

28.10.14

Быстро идем на Восток: столичный бизнес сближается с Поднебесной

Эксперты МГИМО: Коктыш Кирилл Евгеньевич, к.полит.н.

Санкции против России стали катализатором мощного усиления экономических отношений между Россией и Китаем. Дан старт реализации проектов, аналогов которым нет в мире. Объем инвестиций со стороны Поднебесной достиг 32 миллиардов долларов. Мы открываем серию материалов, рассказывающих о сотрудничестве Москвы и Пекина.

На завершившейся недавно в Пекине ярмарке по внешнему инвестиционному сотрудничеству был представлен проект производства электромобилей в Москве. А чем ответит малый бизнес столицы?

Переориентация московских предпринимателей на взаимоотношения с Китаем — это сегодня основные экономические реалии. Это данность. Если страны Запада полагают, что огромный потенциал столичного бизнеса сегодня встанет — они крепко ошибаются.

Вот вам пример: в Москве вообще, если поискать, казалось бы удивительные и нетипичные истории в бизнесе повторяются все чаще. Молодая москвичка Екатерина Уколова начинала карьеру в мощном банке, быстро доросла до начальника отдела и… ушла, не захотев утонуть в дрязгах и интригах. За полтора года увеличила выручку крошечной фирмы друга почти в 20 раз! Она специалист по продажам. Вложила в свое дело 100 тысяч рублей, а через два года оборот фирмы достиг 3 миллионов.

«Считаю, бизнес в Москве и России должен перейти на другой уровень, — объясняет Екатерина. — А чтобы он успешно работал, должен быть автоматизирован. Пока все в основном держится на ручном управлении».

В прошлом году Уколова, выиграв конкурс «Бизнес-успех», получила 500 тысяч рублей в качестве субсидии московского правительства. Она четко использует возможности эффективного заработка. Поэтому и обратила внимание на китайский рынок. Она хочет организовывать бизнес московских предпринимателей в Поднебесной и китайский — в столице и других регионах страны. Недавно Уколова успешно завершила проект адаптации транспортной компании под российско-китайский рынок грузоперевозок.

— Екатерина, насколько сложно встроить компанию в два рынка одновременно?

— Данная компания выступает и импортером, и экспортером: перед нами в этот раз стояла довольно объемная задача. Клиенту необходимо было открыть офис, найти клиентов с резиденцией РФ и Китая. Поэтому мы полностью выстроили систему продаж, набрали сотрудников, обучили персонал, сформировали систему мотивации, постановки задач, контроля и анализа.

— Какие возможности предоставляет сегодняшний Китай столичным бизнесменам?

— Банально, но факт: в Китае есть множество возможностей для любого российского бизнеса любых масштабов. Основной причиной можно выделить экономию на себестоимости, человеческом ресурсе в частности. Для нас сильно ощутима низкая арендная плата и стоимости земли, льготная налоговая политика — это снижает себестоимость. Китай благоприятен для ведения бизнеса и ввиду экономической и политической стабильности. Не стоит забывать о завидной технической оснащенности. Все это помогает развивать бизнес.

Известный эксперт в сфере наших экономических отношений с Китаем, генеральный директор Ассоциации российско-китайского экономического сотрудничества Филипп Фильчаков подтверждает: «В последние годы широко распространена практика организации совместных российско-китайских предприятий. Китайцы с удовольствием предоставляют производственные мощности и капитал для оснащения производства, но лишь при том условии, что сама технология — российская». Непросто работать с китайскими партнерами, что нужно обязательно учесть московским предпринимателям, планирующим переориентироваться на этот огромный и крайне перспективный рынок.

«Хочу заострить внимание на культурном, ментальном, языковом и традиционном разрыве, — предупреждает Екатерина. — Китай — страна контрастов, что оказывается явной неожиданностью для большинства европейских бизнесменов. Но на своем опыте могу сказать: российские бизнесмены глубже вникают в культурный аспект, это наше преимущество. Однако чтобы сделать бизнес в Китае, вторичной информации мало — правильнее попутешествовать лично. Разумеется, речь идет о командировках как о разведке».

Итак, в отечественном бизнесе, и в московском, безусловно, в частности китайские инвесторы видят серьезных партнеров. Приходит время перспективных коммерсантов нового поколения. Они и выведут наш бизнес, в том числе малый и средний, на кардинально иной уровень.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Основная доля в структуре российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары. Но мы сегодня говорим с китайскими бизнесменами о том, чтобы нарастить наше сотрудничество в научно-технологической сфере. В частности, это возможное участие китайского бизнеса в проектах, связанных с запуском научно-технологической зоны в Зеленограде и инновационного центра «Сколково».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Заявка на изменение Миропорядка

Кирилл Коктыш, политолог:

— Перспективы развития торгово-экономических отношений Москвы и Пекина сегодня можно оценить как позитивные. В этой связи особый импульс данным отношениям предполагаю в Москве — как крупнейшем финансовом центре страны, огромном рынке сбыта, наличии мощного бизнеса: и крупного, и малого, и среднего, а также на Дальнем Востоке и Сибири.

Наши страны подписали колоссальный газовый контракт. Расценивать это можно как заявку о возможности переориентации страны с европейского рынка и как удар по нефтедолларовой системе. Навязываемая США в качестве мировой, она не устраивает ни Россию, ни Китай. Фактически доллар обеспечен углеводородными ресурсами, и никто не ставит вопрос — а почему, собственно? Так как выплаты по российско-китайскому 30-летнему контракту будут осуществляться в национальных валютах, государства перестают учитывать затраты на покупку и продажу долларов. Исторически доказано: сотрудничество в формате «решение общей проблемы» почти всегда эффективно. Это заявка на трансформацию мирового общественного порядка.

Сложившаяся политическая ситуация и ограниченное взаимодействие с западными партнерами диктуют Китаю необходимость использовать все возможности и для расширения сотрудничества в сфере промышленности, торговли несырьевыми товарами. Увеличение торгового оборота прогнозируемо за счет поставок продукции для заполнения товарных ниш, освободившихся после вывода европейской продукции с российского рынка. Китайцы обладают огромным опытом использования иностранных инновационных технологий на производстве, что позволяет наладить собственную индустрию и активизировать процесс импортозамещения.

Прогноз на длительный период сейчас дать сложно, но уже можно сказать: активное взаимодействие продолжится и в рамках БРИКС, и Шанхайской организации сотрудничества. Важно, что к последней в 2015 году планируют присоединиться Индия и Пакистан.

ТОП-5 ПРОЕКТОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ СТОЛИЦ

1. Меморандум о сотрудничестве между правительством Москвы, Строительной корпорацией China Railway Construction Corporation Limited и Международным фондом Китая.

2. Соглашение между столичной группой компаний «Сумма» и китайской провинцией Цзилинь по строительству логистического центра. Он объединит зерновой, контейнерный терминалы и прочее.

3. Проект о поставках газа в Китай между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Предусматривает поставку 38 миллиардов кубометров газа в год, сумма контракта — 400 миллиардов долларов.

4. Инвестиционный проект по созданию российско-китайского парка высоких технологий «Шелковый путь» на территории столичного инновационного центра «Сколково» с участием московских и китайских ученых.

5. Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Агентством по атомной энергии КНР о сотрудничестве в сооружении плавучих атомных электрических станций.

ГОРОДСКИХ КОММЕРСАНТОВ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ: КИТАЙЦЫ — НЕПРОСТЫЕ ПЕРЕГОВОРЩИКИ

Столичный рынок сегодня пополняется качественно иным поколением предпринимателей — москвичей, родившихся и сформировавшихся в рыночное время. Они другие, и отношения с китайскими коллегами будут развивать именно они. Хотите проверить? Как вы думаете, в каком возрасте можно профессионально и эффективно заняться бизнесом? Успешным бизнесом! Московскому предпринимателю, руководителю Российско-китайского бизнес-клуба Татьяне Селиверстовой23 года. Клуб занимается продвижением на китайский рынок молодых московских, а также региональных предпринимателей в возрасте до 35 лет. Коммерсанты при помощи клуба ищут надежных поставщиков товаров, предлагают китайцам свои товары. Клуб действует уже два года. А уже в нынешнем году аналогичный клуб создали и в самой Поднебесной.

Но мало этого: Татьяна, выпускница факультета политологии МГУ имени Ломоносова, создала фирму «Евразийский торговый и инвестиционный альянс» в 18 лет! И теперь она уже коммерсант со стажем.

— Конечно, это сложный бизнес, — признает Татьяна. — Китайцы очень непростые переговорщики. Знаете, мы сегодня даже обучаем московских коллег — бизнесменов культуре ведения переговоров с китайцами, и это очень помогает им в развитии.

У каждой китайской провинции разный промышленный потенциал. В Гуанчжоу производят мебель, одежду, а на севере — оборудование и электронику. Интерес к китайскому рынку со стороны отечественных предпринимателей большой. «Что вы, после введения санкций экономические отношения между российскими и китайскими компаниями увеличились просто в разы, — говорит Татьяна Селиверстова. — Половина наших клиентов — московские фирмы. Ни для кого не секрет, что пока это поставка всевозможных видов продукции. Из наших товаров кроме энергетических в Поднебесную поступают продукты питания, например кисломолочные. И товары народных промыслов — гжель, хохлома…» Есть и редкие виды бизнеса. Скажем, компания молодого московского бизнесмена Павла Подлипского «Тонусстудия» занимается производством и поставкой в Китай пейнтбольных шаров и организацией пейнтбольных зон. Эта игра сегодня очень популярна среди молодежи во всем мире. Кстати, Павел, как и Татьяна, тоже начал заниматься бизнесом в 18 лет.

Китайцы активно осваивают рынок Москвы и области. Несколько месяцев назад в Ступине была организована большая китайская промышленная зона — индустриальный кластер. Китайские компании займутся производством различных видов машиностроительного оборудования. Так, в начале октября там обосновался серьезный китайский инвестор — фирма по производству вилочных погрузчиков.

— Татьяна, а я все равно спрошу: вы стали заниматься бизнесом в 18 лет. Но почему далеко не все ребята в вашем возрасте решаются открыть собственное дело? Что мешает?

— Таким молодым коммерсантам, как я, несмотря на определенные успехи, еще учиться и учиться. Хотя отмечу некоторую закоснелость опытных предпринимателей: в коллегах они видят не партнеров, а лишь соперников. А молодым, извините, частенько мешает в столь работоспособном возрасте заняться бизнесом банальная лень. А это скучно и очень несовременно.

УКАЗАТЕЛИ СНАБДЯТ ИЕРОГЛИФАМИ

Эксперты столичной туристической отрасли фиксируют значительный рост интереса к Москве, и России в целом, со стороны туристов из Азии. По словам главы Департамента по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергея Шпилько, еще несколько лет назад в столице начали фиксировать опережающий рост турпотоков из азиатских стран с развивающейся экономикой. Это заставляет город адаптироваться под новых гостей: может быть, к 2017 году в Москве появятся указатели на китайском языке (а сейчас его уже освоили операторы туристического call-центра и экскурсоводы).

Продолжает Москва и рекламировать себя на азиатских рынках. Ожидается, что 11—14 ноября в Шанхае (а затем и в Гонконге) пройдет большая туристическая выставка, на которой различные регионы России представят свой инвестиционный потенциал.

Особой популярностью у гостей из Китая пользуются так называемые маршруты красного туризма, посвященные советскому периоду истории нашей страны, деятельности Коммунистической партии и ее вождей. Традиционно успехом пользуется маршрут «По ленинским местам», например в Ульяновск или Казань, но не оставляют без внимания также Москву и Санкт-Петербург.

Что же касается российских туристов, то наши соотечественники по достоинству ценят отдых в Китае: за первое полугодие 2014 года туда выехали 360 тысяч человек. Особой популярностью пользуются приморские курорты, однако развит и историко-культурный и деловой туризм. В ближайшее время будет введена норма обязательного медицинского страхования, которая позволит россиянам при необходимости бесплатно лечиться в Китае.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Щеголькова, руководитель пресс-службы Ростуризма:

— Как только было подписано соглашение об упрощенном визовом режиме, количество китайских туристов в России резко увеличилось. В 2013 году рост составил 86 процентов, данных по текущему году пока нет, но можно сказать, что по общему количеству китайцы в России обогнали даже немецких туристов! Поэтому наша индустрия адаптируется под них: например, китайский турист никогда не остановится в отеле, где нет чайника и чашек в номере, — слишком привыкли они к чаепитию… Это мелочи, которые необходимо учитывать, если мы хотим сотрудничать.

Владимир РАТМАНСКИЙ, Дарья ТЮКОВА, Ольга ВИХРОВА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: «Вечерняя Москва»
Распечатать страницу