Саммит АТЭС в Пекине: к будущему на основе партнерства

12.11.14
Эксклюзив

Саммит АТЭС в Пекине: к будущему на основе партнерства

Эксперты МГИМО: Костюнина Галина Михайловна, д.экон.н., профессор

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Галина Костюнина — об итогах 22-го саммита АТЭС в Пекине.

11 ноября завершился очередной, 22-ой по счету саммит лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тема саммита — «К будущему на основе азиатско-тихоокеанского партнерства». В рамках саммита рассматривались вопросы ускорения региональной экономической интеграции и достижения свободной и открытой торговли и инвестиций; содействия инновационному развитию, экономическим реформам и росту; укрепления комплексной связности и развития инфраструктуры.

Одним из основных вопросов повестки дня стала проблема достижения Богорской цели о формировании зоны свободной торговли и инвестиций в регионе к 2020 году. Эта цель была принята в 1994 году, то есть два десятилетия назад. С учетом принципов АТЭС — невзаимности, добровольности и консенсуса — реализация Богорской цели проходила медленно и сложно. Сказывалось влияние сильных дезинтегрирующих факторов, таких как огромный разрыв в уровнях экономического развития между странами АТЭС, разрыв по среднедушевым доходам, несхожесть политических систем, разные культурологические истоки и традиции.

Для достижения Богорской цели был утвержден ряд программ: Осакская программа действий (1995), Манильская программа действий (1996), Ванкуверская программа ускоренной отраслевой добровольной либерализации (1997), Шанхайская программа по снижению транзакционных издержек (2001) и некоторые другие. Наиболее комплексный характер из перечисленных документов имеет Манильская программа действий, которая включает три раздела: индивидуальные планы действий, коллективный план действий и экономическое и техническое сотрудничество.

За прошедшие двадцать лет с даты принятия Богорской цели стали понятны как преимущества, так и издержки в деле формирования зоны свободной торговли в АТР. Из числа основных преимуществ можно выделить: снижение уровня таможенно-тарифного регулирования; гармонизацию национальных стандартов с международными по ряду товарных групп; снижение транзакционных издержек на 10%; реализацию 1200 инвестиционных проектов в рамках экономического и технического сотрудничества; создание двух финансовых фондов для финансирования инвестиционных проектов; снижение инвестиционных ограничений в регионе; принятие дорожной карты по упрощенному перемещению предпринимателей в рамках территории АТЭС — и ряд других. В то же время налицо и немалые издержки деятельности АТЭС в достижении Богорской цели, главная из которых — зона свободной торговли для развитых стран к 2010 году так и не была создана, хотя остается в силе конечная дата — 2020 год.

В 2004 году США разработали концепцию ФТААП (Free Trade Area for Asia-Pacific, FTAAP) и предложили ее на рассмотрение Консультативного комитета АТЭС. Последний, в свою очередь, предложил включить данный вопрос в повестку дня саммита Форума, но это удалось сделать только в 2006 году на Ханойском саммите. Было предложено содействовать формированию зоны свободной торговли в рамках одного из двух региональных интеграционных объединений — Транстихоокеанского стратегического экономического партнерства (ТПП, предложение США) или Восточно-азиатского экономического сообщества (ВАЭС, предложение Китая (АСЕАН+3) и Японии (АСЕАН+6)).

В рамках и ТПП (участвуют 12 стран) и ВАЭС (ныне — проект о Региональном комплексном экономическом партнерстве (РСЕП), участвуют 16 стран) ведутся переговоры о зонах свободной торговли, которые планируют создать в 2015 году. Причина связана с тем, что в рамках более или менее приближенных по уровню экономического развития стран проще достичь поставленной цели.

В рамках Пекинского саммита (2014) утверждена Пекинская дорожная карта содействия АТЭС в реализацию проекта ФТААП. По всеобщему мнению лидеров участвующих экономик, Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли должна быть зоной комплексной и отвечающей высоким стандартам. Ее следует реализовать вне рамок АТЭС, но параллельно с развитием экономического сотрудничества в АТЭС на основе принципов невзаимности и добровольности. Цель ФТААП состоит в том, чтобы минимизировать любые негативные эффекты от функционирования в АТР многочисленных дву- и многосторонних торговых соглашений, а также использовать возможности подписания соглашений в рамках ТПП и РСЕП для формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

В качестве шагов по достижению ФТААП предложено подготовить коллективное исследование по этому вопросу к концу 2016 года, снизить ставки таможенных пошлин на экологические товары до 5% и менее к концу 2015 года, повысить прозрачность действующих интеграционных объединений, в том числе с помощью механизма АТЭС по обмену информацией между интеграционными объединениями; продолжить работу по реализации рамочного плана действий по инициативе строительства инфраструктурных объектов; ускорить торговую либерализацию и содействие торговле, улучшить предпринимательский климат в странах, усилить региональную связность в сферах инвестиций, услуг, электронной коммерции, правил страны происхождения товаров, глобальной стоимостной цепочки, таможенного сотрудничества, экологических товаров и услуг и др.

Конечно, принятая дорожная карта не связывает страны взаимными обязательствами и не определяет четких направлений с указанием конкретных сроков по формированию зоны свободной торговли и инвестиций, как это есть в рамках известных интеграционных объединений — ЕС или НАФТА. Это, несомненно, выступает препятствием на пути достижения Богорской цели и проекта ФТААП, тем более в рамках такого неоднозначного объединения, как АТЭС. Другое препятствие связано с тем, что ТПП не включает Россию и Китай, а РСЕП — Россию. Без участия таких сильных игроков АТР, как Россия и Китай, проект ФТААП вряд ли можно реализовать на полноценной основе.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу