Станет ли Украина членом НАТО?

01.12.14

Станет ли Украина членом НАТО?

Эксперты МГИМО: Байков Андрей Анатольевич, к.полит.н., доцент

2—3 декабря 2014 года в Брюсселе назначена встреча представителей НАТО и Киева. Центральным вопросом повестки дня намеченных политических консультаций заявлено обсуждение полноценного членства Украины в Североатлантическом Альянсе. Однако насколько реально обсуждение данного вопроса в свете нынешних внутри- и внешнеполитических вызовов, которые стоят перед властями Киева? Стоит ли рассчитывать на однозначное и окончательное положительное решение в пользу членства Украины в НАТО по итогам двухдневных консультаций? Ситуацию комментирует Андрей Байков, к.полит.н., главный редактор журнала «Международные процессы».

Брюссельские бдения Киева

Намеченные на ближайшие дни брюссельские консультации представителей НАТО и официальных киевских властей уже не способны продуцировать у наблюдателей какие-либо эмоции: тревогу, озабоченность, сдержанный оптимизм (в зависимости от того, с чьей позиции мы оцениваем ситуацию). Не порождает перспектива этой встречи и интриги. Исход ее более или менее ясен, а переговорные стратегии сторон хорошо известны.

Чего ждут от этой встречи, и насколько реальны шансы Киева вступить в ряды НАТО?

В контексте очередного обострения ситуации на востоке Украины Киев как никогда далеко стоит от вступления в блок. Судя по последним заявлениям главы государства, и национальная элита оценивает свои шансы реалистично.

В стране, уже и так-де-факто утратившей крупный фрагмент территории в результате упреждающего вмешательства существенно превосходящей в военном отношении державы, продолжает бурлить экономически наиболее продвинутый регион, стремящийся к полному отделению. Мирные инициативы П. Порошенко вряд ли можно признать успешными. Последовательными их тоже назвать трудно, что не прибавляет Киеву сторонников среди измученных войной жителей Донбасса, а самому П. Порошенко — репутации.

До урегулирования ситуации на юго-востоке страны о вступлении речь вести нельзя по простой причине: эффективные (т. е. де-факто контролируемые) границы суверенного украинского государства пока не приобрели окончательный вид. Первый аспект мешает вступлению не только формально. Крым в составе России будет служить вечным напоминанием Украине и особенно ее западным партнерам о присутствии в ареале фундаментальных геостратегических интересов не входящей в Альянс великой державы. О высоком ранге приоритетности этих интересов свидетельствовала молниеносность реакции Москвы и объем ресурсов и политико-дипломатических и иных усилий, выделенных на обустройства новых федеративных субъектов. На Западе иллюзий по поводу принципиальности позиции Москвы в крымском вопросе никто не питает.

Даже если проблема юго-востока будет разрешена на киевских условиях, в Брюсселе хорошо понимают, что интегрируя Украину, они не только введут вместе с ней в свой уютный дом незваные проблемы латентного сепаратизма. Самое главное: они обретут реального геополитического соперника в лице России, породив у нее ощущение несправедливо ущемленных законных интересов безопасности. В ситуации открытого антагонизма с Россией говорить о надежности европейских гарантий безопасности нелепо и бессмысленно. Это осознается ими не менее отчетливо.

Однако и в этих условиях продолжающиеся консультации между Брюсселем и Киевом нормальны. Прежде всего, для Украины. Легитимность П. Порошенко произошла из западной поддержки и на ней продолжает базироваться: конечно, вступление в НАТО — дело неопределенного будущего, но зато сегодня от «стратегической» близости к ЕС, США и НАТО в целом зависит перспектива проекта перевооружения Украины, ее переговорная позиция в газовом споре с Россией, а также условия массированных международных займов. К тому же репутационно пронатовская риторика позволяет Киеву замаскировать ее очевидную (России, по крайней мере) иждивенческую позицию антуражем «без 5 минут» ассоциированным членом ЕС и НАТО. Вспомним его мечтания об особом статусе союзника США и в НАТО, так, правда, и не реализовавшиеся.

Для НАТО отношения с Украиной гораздо прямолинейней с точки зрения целеполагания. Декларируя свою идейно-ценностную общность с лозунгами евромайдана, Брюссель стремится всячески ободрить погрузившееся в социально-экономический кризис украинское общество, удержать его на прозападных и антироссийских позициях и, одновременно, «отвадить» Россию от ее агрессивных намерений. При очевидности этих мотивов, нельзя не отметить их циничности. Но циничность западной политики — лейтмотив ситуации вокруг Украины последних полутора лет. И в России этим уже мало кого удивишь.

Материал подготовила Мария ГУРОВА, программный ассистент РСМД

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Российский совет по международным делам
Распечатать страницу