Ресурсно-инновационный проект развития российского экспорта

09.02.15
Эксклюзив

Ресурсно-инновационный проект развития российского экспорта

Эксперты МГИМО: Клинов Виленин Георгиевич, д.экон.н., профессор

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Виленин Клинов — о проекте по развитию экспорта РФ до 2030 года, внесенном в правительство на утверждение.

В правительство РФ внесен проект распоряжения об утверждении «Основных направлений развития экспорта на период до 2030 года». Документ опубликован 5 февраля на сайте Минэкономразвития. Проект разработан в соответствии с Федеральным законом №172 от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Проектом предусматривается (в рамках оптимистического сценария) достижение Россией лидирующих позиций в мировом экспорте, вхождение в ведущую пятерку экспортеров, наряду с Китаем, США, Германией и Японией. Приоритет отдается развитию несырьевого экспорта.

В 2013 году Россия занимала 10-е место в мире по объему товарного экспорта и 21-е — по экспорту услуг. На 71,4% российский экспорт товаров состоял из продукции добывающей промышленности. Вклад продукции сельского хозяйства составил 5,7%, обрабатывающей промышленности — 19,3%. Значительную часть экспорта российской обрабатывающей промышленности представляют нефтепродукты (43%) и металлы первичной обработки. Россия вывозит около 90% производимого в стране необработанного никеля, свыше 70% выпуска необработанного алюминия, 45% стали в форме полуфабрикатов и проката. Всего на продукцию металлургии пришлось 16,9% экспорта несырьевых товаров.

Мировой товарный экспорт примерно на 2/3 состоит из продукции обрабатывающей промышленности, в которой около 67% приходится на наукоемкие отрасли, машиностроение и химическую индустрию.

Ресурсно-инновационная модель развития российской экономики и экспорта, предложенная директором Института проблем нефти и газа РАН академиком А.Дмитриевским, предусматривает модернизацию энергосырьевого комплекса, внедрение энерго- и ресурсосберегающей техники, развитие транспортной инфраструктуры и формирование сектора гражданских наукоемких производств. Последовательное облагораживание экспорта должно осуществляться за счет поставок продуктов глубокой переработки сырья, современных материалов и готовой продукции улучшенных характеристик. Именно эта модель была положена в основу проекта, внесенного на утверждение в правительство.

Оптимистический сценарий проекта до 2030 года предусматривает достижения среднегодового темпа прироста стоимостного объема российского экспорта товаров и услуг в диапазоне 6,0–6,5%. Базовый сценарий, предполагающий закрепление существующих позиций в мировом экспорте и продвижение по отдельным направлениям, требует прироста от 4,7 до 5,3%.

Фактически достигнутый показатель динамики российского экспорта товаров и услуг в период с 2005 по 2013 годы составил 2,8%. Положительное сальдо торгового и платежного баланса по текущим операциям за последние годы резко сократилось. В первом случае сальдо уменьшилось в 2013 году до 121,7 млрд долл. против 163,4 млрд в 2011 году; во втором — до 32,8 против 97,3 млрд.

В представленном проекте основная задача видится в разработке действенной стимулирующей политики государства в экспортной сфере ввиду исчерпания возможностей увеличения физических объемов поставок традиционного для России экспортного ассортимента и ограниченной конкурентоспособности большинства обрабатывающих производств.

В аналитической части проекта привлекается внимание к необходимости налогового стимулирования внедренческой деятельности и развития экспорта. Там же отмечается — со ссылкой на мировой опыт — благотворное влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экспорта принимающий страны.

Меры содействия развитию экспорта, предложенные в проекте, в основном касаются совершенствования организационно-технической основы экспортного комплекса. Даже в разделе «Механизм реализации Основных направлений» речь идет о системах контроля над исполнением намеченных мер и ничего нет о формировании налоговых стимулов развития конкурентоспособного производства и экспорта. Отсутствуют предложения по снижению ставок налогов на доходы предприятий обрабатывающей промышленности и наукоемких услуг, а также для поставщиков несырьевой продукции на экспорт. Есть лишь рекомендации по упрощению и облегчению процедур, связанных с налогообложением.

Снижение ставок налогов на прибыли корпораций в условиях обострения конкуренции на мировых рынках становится доминирующей тенденцией для стимулирования капиталовложений и улучшения предпринимательского климата в целом. В странах ЕС максимальная ставка на прибыли корпораций уменьшилась за 1995–2013 годы в среднем на 12,1 п. п. — до 23,2%. В США конгрессмены-республиканцы предлагают снизить ставки налогов на прибыли корпораций и личные доходы до 25%, ликвидировав одновременно многочисленные льготы в области налогообложения доходов. Предложение президента США Б.Обамы в отношении налоговой реформы состоит в том, чтобы снизить федеральную ставку налога на прибыли корпораций с 35 до 28%, а для предприятий обрабатывающей промышленности — до 25%.

В этом контексте можно говорить, что в «Основных направлениях развития экспорта на период до 2030 года» поставлены задачи развития, но не прописаны действенные механизмы-стимулы достижения целей.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу