«Энергический коктейль»: какой будет структура японской энергетики?

15.04.15
Эксклюзив

«Энергический коктейль»: какой будет структура японской энергетики?

Эксперты МГИМО: Стрельцов Дмитрий Викторович, д.ист.н., профессор

Заведующий кафедрой востоковедения Дмитрий Стрельцов — о постановлении приостановить перезапуск в Японии двух атомных реакторов, вынесенном судом префектуры Фукуи, и о будущем японской атомной энергетики.

Японский суд вынес постановление приостановить выданное Национальной комиссией по радиационной безопасности разрешение на возобновление работы двух реакторов АЭС «Такахама», расположенной в префектуре Фукуи. Иск на электроэнергетическую компанию района Кансай подали девять жителей разных префектур, расположенных в радиусе до ста километров от АЭС. В мотивирующей части судебного решения указано, что действующие стандарты радиационной безопасности слишком слабы и не соответствуют рискам, связанным с крупномасштабными землетрясениями, подобным тому, что случилось в 2011 году в Фукусиме. Отсутствует на станции, по мнению председателя суда, и надежная система водоотвода охлаждающей жидкости, гарантирующая отсутствие протечек в случае масштабного землетрясения.

Данный иск — не единственный в своем роде. В частности, 22 апреля ожидается решение суда по иску, оспаривающему легитимность перезапуска АЭС «Каваути» на острове Кюсю. Несколько АЭС, включая «Сэндай», расположенную неподалеку от злополучной «Фукусимы-1», проходят сейчас — в преддверии их ожидаемого перезапуска — процедуру проверки.

Решение суда префектуры Фукуи заставляет задуматься о дальнейших перспективах развития атомной отрасли Японии. Японскому правительству еще только предстоит обнародовать новую версию Базового плана развития энергетики, который определит структуру электроэнергетического баланса до 2030 года. Однако уже сейчас можно сделать кое-какие предварительные выводы по поводу содержания этого документа.

Так, специальная исследовательская комиссия правящей Либерально-демократической партии выступила в начале апреля с рекомендациями в адрес премьер-министра Синдзо Абэ, в которых были обозначены некоторые ориентиры нового видения будущего японской энергетики.

Прежде всего, в докладе комиссии предлагается увеличить долю так называемых «базовых источников электроэнергии» с нынешних 40% до 60%. К «базовым» в Японии относят четыре источника: атом, уголь, гидро- и геотермальную энергию. Особенность этого типа источников заключается в том, что они относительно дешевы и способны круглосуточно обеспечивать стабильное производство электроэнергии (в этом их отличие от относительно дорогих газа и нефти, а также от солнечной и ветряной энергий, сильно зависящих от капризов погоды).

Наибольший интерес вызывают содержащиеся в предложениях комиссии количественные ориентиры по атомной энергетике: 20% от общего объема производимой в стране электроэнергии (в настоящее время не действует ни один реактор, а доля атома в 2013 финансовом году составляла менее 1%, тогда как до 2011 года — более 30%).

Первоначально предполагалось, что из оборота будут выводиться отработавшие нормативный сорокалетний срок реакторы (совсем недавно принято решение об утилизации пяти таких реакторов). Однако поскольку новые реакторы строить не планируется (в докладе нет никаких упоминаний об этом), для достижения нормативной цифры правительству придется продлевать срок службы уже существующих реакторов. Между тем нельзя не учитывать также негативное отношение к атомной энергетике со стороны граждан страны, испытывающих стойкий постфукусимский синдром.

Доля угля, составляющая сейчас 30%, останется к 2030 году неизменной. И хотя уголь считается относительно грязным источником энергии, он сравнительно дешев, а успехи «зеленой энергетики» позволяют рассчитывать на увеличение полноты его сгорания, сокращение вредных выбросов в атмосферу и дальнейшее увеличение экобезопасности. Однако увеличивать долю угля в силу ограничений, налагаемых обязательствами страны по Киотскому протоколу, правительство не собирается.

Планом также предусмотрено снижать долю углеводородов в электроэнергобалансе страны: нефть составит 5% (15% в 2013 финансовом году), природный газ — 25% (43%).

Обращает на себя внимание предложенный рост значения возобновляемой энергетики с нынешних примерно 11% (2013 финансовый год) до 20–25% в 2030 году. Ясно, что долю гидроэнергетики, составляющую сейчас вместе с геотермальной энергетикой около 9%, увеличить невозможно в силу естественных причин: строительство новых плотин нанесет непоправимый ущерб окружающей среде. Поэтому ставка делается на развитие солнечной и ветряной энергетики, доля которых, как предполагается, возрастет с нынешних 2% до 10%.

Следует отметить, что по поводу будущего «энергического коктейля» в Японии продолжается острая борьба, в которую втянуты как различные министерства и ведомства, так и отдельные бизнес-группы, рассчитывающие погреть руки на государственных программах.

Так, Министерство окружающей среды активно лоббирует идею резкого повышения доли возобновляемой энергетики (до уровня 24%-35% к 2030 году), рассчитывая использовать дотируемые бюджетом «зеленые тарифы», более активно развивать инфраструктуру электропередачи и т. д. Противостоящее ему Министерство экономики, торговли и промышленности придерживается более умеренной точки зрения. По его подсчетам, реализация предложений Министерства окружающей среды (т. е. увеличение доли возобновляемой энергетики до уровня более 20%) потребует астрономических расходов, составляющих не менее 1 трлн иен.

Ожидается, что окончательный вариант базового плана правительства выйдет в свет в конце мая.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу