Кафедра педагогики и психологии

контакты

Комната 3068 Телефоны +7 495 234-83-53 Местные телефоны 18-72 E-mail kafpp@inno.mgimo.ru

Информация

English version

I. ИСТОРИЯ И МИССИЯ КАФЕДРЫ

Кафедра педагогики и психологии создана в 2013 году как межфакультетский центр научных и прикладных исследований в области теории и методики высшего профессионального образования, психологии и коммуникации в профессиональной сфере.

Входя структурно в Школу бизнеса и международных коммуникаций, кафедра разрабатывает и реализует учебные программы дополнительного профессионального образования — участвует в разработке и реализации междисциплинарных программ повышения квалификации преподавателей МГИМО, а также обеспечивает потребность факультетов и институтов МГИМО в реализации Основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с профильными направлениями работы кафедры.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КАФЕДРЫ

  • Разработка и внедрение в учебный процесс общих и специальных курсов по психолого-педагогической проблематике и проблемам профессиональной коммуникации в соответствии с основными направлениями научно-педагогической деятельности кафедры и направлениями развития МГИМО.
  • Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов МГИМО к эффективному использованию психологических технологий в профессиональной коммуникации.
  • Подготовка магистрантов и аспирантов МГИМО к профессиональной педагогической деятельности в высшей школе.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГИМО и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов международного профиля.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей вузов и учителей средних учебных заведений в рамках программы дополнительного профессионального образования.
  • Повышение научной квалификации преподавателей МГИМО.
  • К перспективным задачам кафедры относятся разработка и реализация программ переподготовки в области образовательного менеджмента.

III. КАДРЫ

На кафедре работают

  • четыре доктора педагогических наук;
  • два кандидата психологических наук (докторанты);
  • кандидат педагогических наук (докторант);
  • специалист по учебно-методической работе (аспирант).

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Кафедра осуществляет педагогическую деятельность на факультетах МГИМО в рамках собственных образовательных стандартов Университета по основным образовательным программам бакалавриата, аспирантуры и дополнительного профессионального образования в соответствии с рабочими учебными планами. Преподаватели кафедры используют различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов участников образовательной программы: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), студенческие конференции и круглые столы, компьютерное тестирование, технологию смешанного обучения и т.д. Профессор А.Ю.Белогуров — победитель проекта «Золотые имена высшей школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания».

Предлагаемые дисциплины

В 2019/20 учебном году преподаватели кафедры ведут занятия по следующим дисциплинам:

Бакалавриат (факультеты МО, МЭО, МЖ, МБДА):

  • Деловые культуры
  • Основы межкультурной коммуникации
  • Основы научно-исследовательской деятельности
  • Психология
  • Психология лидерства
  • Психология стратегического мышления
  • Психология управления
  • Психология управления для экономистов
  • Психологические риски в молодежной среде

Аспирантура:

  • Педагогика и психологии высшей школы
  • Основы педагогического мастерства
  • Методология научного исследования
  • Академическое развитие преподавателя высшей школы
  • Методика работы над научной публикацией
  • Теория и методика профессионального образования
  • Математические методы в педагогическом исследовании

ДПО (2019):

  • Основы теории и методики профессиональной языковой подготовки
  • Наука и практика в работе преподавателя вуза
  • Академическое развитие преподавателя высшей школы

Преподаватели кафедры приняли участие в программах повышения квалификации слушателей из Дальневосточного федерального университета (февраль 2019) и педагогов Тульской области (июль 2019).

2. Учебные пособия

Преподавателями кафедры разработаны и опубликованы учебные пособия и онлайн курсы по тематике предлагаемых дисциплин с учетом специфики подготовки студентов, магистрантов и аспирантов МГИМО:

  • Воевода Е.В. Основы межкультурной коммуникации и деловые культуры / Е.В.Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2019. — 145,[1] с.
  • Шишлова Е.Э. Психология управления и лидерства в организации: учеб. пособие / Е.Э.Шишлова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иност. дел Рос Федерации, каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 161,[2] с.
  • Воевода Е.В. История языковой подготовки кадров для внешнеполитических учреждений Российского государства: учеб. пособие / Е.В.Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 256,[7] с.
  • Методические рекомендации по работе над магистерской диссертацией: учеб. пособие / Е.В.Воевода, А.В.Худайкулова, Н.М.Романенко, Е.В.Бережнова, Е.Э.Шишлова, А.А.Байков / под ред. Е.В.Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 108 с.

3. Онлайн курс и программы дистанционной поддержки учебных курсов

  • Онлайн курс на платформе Stepik — «Как опытному преподавателю защитить диссертацию» (Н.М.Романенко);
  • Программы дистанционной поддержки дисциплин в Информационной образовательной среде МГИМО на платформе Moodle (ed.mgimo.ru)
  • «Основы межкультурной коммуникации и деловые культуры», «Writing a dissertation: research methodology» (Е.В.Воевода);
  • «Психология» (Е.А.Романова).

4. Работа с аспирантами

На базе аспирантуры МГИМО кафедра осуществляет

  • руководство аспирантами по специальностям 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования» и 24.00.01 — «Теория и история культуры»;
  • прием вступительных экзаменов и экзаменов кандидатского минимума по специальности «Педагогическое образование — Теория и методика профессионального образования»;
  • подготовку аспирантов к экзамену кандидатского минимума по специальности «Педагогическое образование — Теория и методика профессионального образования».

Кафедра является выпускающей в аспирантуре по направлению подготовки «Педагогическое образование». В 2019/20 учебном году на кафедре проходят подготовку 14 аспирантов, 2 докторанта и 7 соискателей по педагогике и культурологии.

Аспиранты, докторанты и соискатели кафедры:

Аспиранты
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования:

1 год обучения:

  • Литвинова Раиса Николаевна (Республика Крым) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Пань Вэйцяо (Китай) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Соколова Евгения Владимировна (Россия) — научный руководитель Е.В.Воевода;

2 год обучения:

  • Гриневич Екатерина Витальевна (Белоруссия, БГУ) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Кишко Ольга Николаевна (Россия, МГИМО, Кафедра английского языка №4) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Цянь Мэнсин (Китай) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;

3 год обучения:

  • Волкова Марина Александровна (Россия, МГИМО, Кафедра русского языка) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Мутаф Галина Николаевна (Молдова, Комратский государственный университет) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Цымбалюк Елена Ивановна (Молдова, Кишинёвский государственный педагогический университет им. Иона Крянгэ) — научный руководитель Н.И.Романенко;

по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры

1 год обучения

  • Рамазанов Рамазан Низами оглы (Азербайджан) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Тванба Лиана Руслановна (Абхазия) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;

2 год обучения

  • Бения Милана Адгуровна (Абхазия) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Шарац Зорка (Босния и Герцеговина) — научный руководитель Е.В.Воевода;

3 год обучения

  • Романчук Алексей Андреевич (Молдова, Высшая антропологическая школа) — научный руководитель Н.И.Романенко.

Докторанты
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Варламова Елена Юрьевна (Россия, АТиСО) — научный консультант Е.В.Воевода;

Соискатели
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Заец Т.В. (Россия, МГИМО, кафедра немецкого языка) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Крутова-Солиман Наталья (ФРГ) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Макарова А.А. (Россия, РУДН) — научный руководитель П.И.Касаткин;
  • Марушина М.К. (Россия, РУДН) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Тиллаев Алишер Хасанович (Узбекистан) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Хохлова Анастасия Александровна (Россия) — научный руководитель А.Ю.Белогуров.

по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры

  • Калугина Татьяна Николаевна (Россия, МГИМО, кафедра английского языка №8) — научный руководитель А.Ю.Белогуров.

V. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Кафедра проводит научные исследования в области теории и методики высшего профессионального образования; психологии и коммуникации в профессиональной сфере; культурологии.

Основные направления научных исследований кафедры:

  • теория и методика профессиональной языковой подготовки;
  • образование в международных отношениях;
  • образовательное пространство как предмет междисциплинарных исследований;
  • образовательная политика в глобализированном мире;
  • аксиологический аспект в образовании;
  • гендерные исследования в сфере образования;
  • формирование профессиональной идентичности;
  • коммуникация в поликультурном образовательном пространстве вуза.

Подготовка и участие в защите диссертаций в диссертационных советах МГИМО

В 2018 г. в рамках реализации права МГИМО МИД России на самостоятельное присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук, по инициативе кафедры в перечень специальностей внесена специальность 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования», по которой создаются диссертационные советы для рассмотрения каждой представленной диссертации. В работе советов по педагогике и культурологии принимали участие А.Ю.Белогуров, Е.В.Воевода, Л.К.Раицкая, Н.М.Романенко. Секретарь совета по педагогике — Е.Н.Махмутова.

С июня 2018 г. по январь 2020 г. аспиранты кафедры успешно защитили кандидатские диссертации по педагогике и культурологии:

2018:

  • Гринева М.В. (МГИМО, кафедра английского языка №2) — «Формирование профессионального языкового дискурса экономистов-международников средствами домашнего чтения» (научный руководитель Е.В.Воевода);
  • Курицын И.А. — «Влияние скрытого содержания образования на профессиональную языковую подготовку специалиста-международника» (научный руководитель Е.Э.Шишлова);
  • Хадем Махсус Хоссейни Л. (Иран) — «Трансформация культурной идентичности иранских женщин» (научный руководитель Е.В.Воевода) — первая защита диссертации на английском языке в МГИМО;

2019:

  • Шагардинова Е. — «Формирование аксиологических основ профессиональной подготовки военных переводчиков на примере Военного университета Министерства обороны Российской Федерации» (научный руководитель Н.М.Романенко);
  • Быкадорова Т.Ю. — «Роль и место иностранного языка в формировании профессиональной идентичности экономистов-международников в условии междисциплинарного взаимодействия» (научный руководитель Н.М.Романенко);
  • Рябенко Н.Л. (МГИМО, кафедра английского языка №6) — «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов международного профиля средствами интерактивных технологий» (научный руководитель Н.М.Романенко);
  • Агрба А.А. (Абхазия) — «Социальная реклама в Испании и России как культурный феномен» (научный руководитель А. Ю. Белогуров) — первая в МГИМО защита диссертации с участием внешнего рецензента в удаленном интерактивном формате;
  • Кизима А.А. (МГИМО, кафедра английского языка №2) — «Организационно-педагогические условия профессиональной языковой пропедевтики экономистов-международников в высшей школе» (научный руководитель Е.В.Воевода);
  • Павлова А.Н. (МГИМО, кафедра романских языков) — «Ранняя языковая профессионализация экономистов-международников (на примере итальянского языка)» (научный руководитель Е.В.Воевода);
  • Карпов В.В. (Украина) — «Формирование профессиональной идентичности студентов-международников в условиях российского вуза» (научный руководитель Е.В.Воевода);

2020:

  • Глебова Т.А. (МГИМО, кафедра английского языка №2) — «Социокультурные особенности профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев» (научный руководитель Е.В.Воевода);
  • Антонова Ю.В. (МГИМО, кафедра немецкого языка) — «Формирование информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку» (научный руководитель Л.К.Раицкая).
В 2019 г. защищена первая докторская диссертация по теории и методике профессионального образования докторанта МГИМО:
  • Коровяковский Д.Г. — «Теория и практика профессиональной подготовки специалистов таможенного дела: российский и зарубежный опыт» (научный консультант Е.В.Воевода).

3. Участие и организация научных мероприятий

В 2019 г. преподаватели и аспиранты кафедры приняли участие в 29 международных и всероссийских научно-практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Минске, Елгаве, Рязани, Твери, Иванове, Суздале.

Преподаватели кафедры инициировали и провели следующие научные мероприятия:

  • симпозиум «Intercultural communication in higher education = Межкультурная коммуникация в высшем образовании» // XVI Европейский психологический конгресс (Москва, 2019).
  • секцию «Глобализация и регионализация: две реалии высшего образования» // ХII Конвент Российской ассоциации международных исследований (МГИМО, 2019).
  • международный межвузовский семинар «Развитие университета в XXI веке» (МГИМО, 2017).
  • секцию «Диалектика эволюционного и революционного в трансформации социокультурных форм: международный опыт проектирования образовательной политики»; Круглый стол «Наука и образование: стратегии взаимодействия в культурно-цивилизационном развитии» // ХI Конвент Российской ассоциации международных исследований (МГИМО, 2017).
  • секцию «Психолого-педагогические и лингвистические аспекты подготовки специалистов международного профиля»; Семинар «Международное образовательное пространство и поликультурная среда вуза» // Х Конвент Российской Ассоциации международных исследований (МГИМО, 2016).

4. Научные публикации

Кафедрой подготовлены и опубликованы сборники научных статей:

  • «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 2» (2017).
  • «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 1» (2015).
  • «Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм Материалы научно-практической конференции. В 2 частях» (2014).

В 2019 г. преподавателями кафедры опубликованы:

монографии:

  • Воевода Е.В. «Профессиональная подготовка студентов международного профиля к межкультурной коммуникации: лингвосоциокультурные и психологические аспекты».
  • Белогуров А.Ю. «Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы» (глава в коллективной монографии).

статьи:

  • в журналах, индексированных в Scopus и Web of Science — 13 (Белогуров А.Ю., Воевода Е.В., Махмутова Е.Н., Раицкая Л.К., Романенко Н.М.);
  • в журналах из перечня ВАК — 13 (Белогуров А.Ю., Воевода Е.В., Романенко Н.М. Романова Е.А., Шишлова Е.Э.);
  • в журналах и сборниках, индексированных в РИНЦ — 11 (Белогуров А.Ю., Воевода Е.В., Махмутова Е.Н.).

5. Работа в редакционной коллегии реферируемых научных журналов (ВАК, Scopus)

Белогуров А.Ю.

  • Педагогика
  • The world of academia: Culture, Education

Воевода Е.В.

  • Journal of Intercultural Communication (University of Göteborg, Scopus)
  • Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика
  • Право и образование

Раицкая Л.К.

  • Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика
  • Journal of Language and Education (Scopus)

Романенко Н.М.

  • Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика

6. Научная работа со студентами и аспирантами

В рамках преподавания учебных дисциплин, кафедра организует исследовательскую работу студентов, проводя круглые столы, научно-практические семинары и конференции, секции в ходе студенческих Дней науки с последующей публикацией статей молодых исследователей.

В 2016 г. кафедра выиграла 3 гранта на проведение научных исследований в рамках III Конкурса молодых ученых МГИМО с привлечением студентов и аспирантов. В исследовательских проектах приняли участие студенты М.Г.Геворгян, М.А.Ерхова, П.Зеленый, А.Ильина, Е.А.Клепикова, А.Коротков, И.В.Линькова, Н.С.Неволин; аспиранты И.А.Курицын, Д.А.Павленко, А.В.Романенко, Е.Шагардинова (научные руководители — А.Ю.Белогуров, Е.В.Воевода, Е.Э.Шишлова). Результаты исследований были представлены на Х Конвенте РАМИ и опубликованы в журналах из перечня ВАК.

Под руководством преподавателей кафедры Е.Н.Махмутовой и Е.В.Воевода студентами факультета МЖ подготовлены и опубликованы статьи в журналах:

  • Губина Е.В., Махмутова Е.Н. Социально-психологический феномен атрибуции в межличностной и межкультурной коммуникации // Вестник экспериментального образования. 2019. №4(21). С. 58-69.
  • Громадина А.А., Данилова В.Е. Культурные особенности персуазивных тактик политических лидеров // Международные коммуникации. 2019. №2(11).

В октябре 2019 г. студентки факультета МЭО А.Данилова и М.Соломенкова выступили с докладом «Психологические составляющие подготовки специалистов в условиях развития цифровой экономики в России» на международной научной конференции «Ананьевские чтения — 2019. Психология обществу, государству, политике», секция «Экономическая психология» (СПбГУ). Статья по материалам доклада рекомендована к публикации в сборнике материалов конференции.

За последние 5 лет проведены следующие студенческие научные мероприятия:

  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество» (МЭО МГИМО, 2019).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество. МЭО-60: новые горизонты» (МЭО МГИМО, 2018).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии» (МЖ МГИМО, 2018).
  • Дни науки МГИМО (2018) — 6 круглых столов и 2 семинара.
  • Дни науки МГИМО (2017) — 2 секции: «Образовательная политика в современном мире: стратегия „мягкой силы“ в решении политических задач»; «Переводческие школы: традиции и современность».
  • Студенческая научно-практическая конференция «Экономические исследования в социокультурном измерении: эффективные стратегии развития общества» (ФПЭК МГИМО, 2016).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований» (ФПЭК МГИМО, 2015).

Подготовлены и опубликованы 2 сборника студенческих научных статей, написанных под руководством преподавателей:

  • «Педагогика и психология управления и лидерства. Социокультурный гендерный аспект» (2018).
  • «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований. Выпуск 1» (2016);

Последнее обновление — февраль 2020

Полный текст