Кафедра педагогики и психологии

контакты

Комната 3068 Телефоны +7 495 234-83-53 Местные телефоны 18-72 E-mail kafpp@inno.mgimo.ru

Информация

English version

История и миссия кафедры

Кафедра педагогики и психологии создана в 2013 году как межфакультетский центр научных и прикладных исследований в области теории и методики высшего профессионального образования, психологии и коммуникации в профессиональной сфере.

Входя структурно в Школу бизнеса и международных коммуникаций, кафедра разрабатывает и реализует учебные программы постдипломного образования, а также обеспечивает потребность факультетов и институтов МГИМО в реализации Основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с профильными направлениями работы кафедры.

Основные задачи кафедры:

  • Разработка и внедрение в учебный процесс общих и специальных курсов по психолого-педагогической проблематике и проблемам профессиональной коммуникации в соответствии с основными направлениями научно-педагогической деятельности кафедры и направлениями развития МГИМО.
  • Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов МГИМО к эффективному использованию психологических технологий в профессиональной коммуникации.
  • Подготовка магистрантов и аспирантов МГИМО к профессиональной педагогической деятельности в высшей школе.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГИМО и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов международного профиля.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей вузов и учителей средних учебных заведений в рамках программы дополнительного профессионального образования.

К перспективным задачам кафедры относятся разработка и реализация программ переподготовки в области образовательного менеджмента.

Учебно-методическая работа

Преподаватели кафедры осуществляют педагогическую деятельность на факультетах (в институтах) МГИМО в рамках собственных образовательных стандартов МГИМО МИД России по Основным образовательным программам программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования в соответствии с рабочими учебными планами.

Кафедра использует различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов потребителя образовательной программы: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), студенческие конференции и круглые столы, компьютерное тестирование, технологию смешанного обучения и т. д.

На базе аспирантуры МГИМО кафедра осуществляет

  • руководство аспирантами по специальностям 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования и 24.00.01 — Теория и история культуры;
  • прием вступительных экзаменов и экзаменов кандидатского минимума по специальности (Педагогическое образование —Теория и методика профессионального образования);
  • подготовку аспирантов к экзамену кандидатского минимума по специальности (Педагогическое образование — Теория и методика профессионального образования), философии науки (философия образования и истории педагогики).
Кафедра является выпускающей по направлению подготовки «Педагогическое образование». В 2018/2019 учебном году на кафедре проходят подготовку 11 аспирантов, 2 докторанта и 3 соискателя по педагогике и культурологии.

Аспиранты кафедры:
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Волкова Марина Александровна (Россия, МГИМО, Кафедра русского языка) — научный руководитель Н. И. Романенко;
  • Гриневич Екатерина Витальевна (Белоруссия, БГУ) — научный руководитель Н. И. Романенко;
  • Карпов Валерий Валерьевич (Украина) — научный руководитель Е. В. Воевода;
  • Кишко Ольга Николаевна (Россия, МГИМО, Кафедра английского языка № 4) — научный руководитель А. Ю. Белогуров;
  • Мутаф Галина Николаевна (Молдова, Комратский государственный университет) — научный руководитель Е. В. Воевода;
  • Павлова Анна Николаевна (Россия, МГИМО, Кафедра романских языков) — научный руководитель Е. В. Воевода;
  • Цымбалюк Елена Ивановна (Молдова, Кишинёвский государственный педагогический университет им. Иона Крянгэ) — научный руководитель Н. И. Романенко;
  • Цянь Мэнсин (Китай) — научный руководитель А. Ю. Белогуров;
по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры
  • Агрба Амина Алексеевна (Абхазия) — научный руководитель А. Ю. Белогуров;
  • Бения Милана Адгуровна (Абхазия) — научный руководитель А. Ю. Белогуров;
  • Романчук Алексей Андреевич (Молдова, Высшая антропологическая школа) — научный руководитель Н. И. Романенко;
  • Шарац Зорка (Босния и Герцеговина) — научный руководитель Е. В. Воевода.

Докторанты кафедры:
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Шишлова Екатерина Эдуардовна (Россия, МГИМО) — научный консультант Н. И. Романенко;
  • Коровяковский Денис Геннадьевич (Россия, МИИТ) — научный консультант Е. В. Воевода.

Соискатели кафедры:
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Антонова Юлия Викторовна (Россия, МГИМО, Кафедра немецкого языка) — научный руководитель Л. К. Раицкая;
  • Крутова-Солиман Наталья (ФРГ) — научный руководитель Н. И. Романенко;
по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры

  • Калугина Татьяна Николаевна (Россия, МГИМО, Кафедра английского языка № 8) — научный руководитель А. Ю. Белогуров;

В рамках дополнительного профессионального образования кафедра участвует в разработке и реализации междисциплинарных программ повышения квалификации преподавателей МГИМО. В 2018-2019 учебном году кафедра проводит ежемесячный семинар «Наука и практика в работе преподавателя вуза».

В 2018/2019 учебном году кафедра предлагает следующие курсы:
Бакалавриат

  • Основы научно-исследовательской деятельности.
  • Психология.
  • Психология лидерства.
  • Психология управления.
  • Психология стратегического мышления.
  • Психология стратегического мышления и управления.
  • Психологические риски в молодежной среде.
  • Деловые культуры.
  • Основы межкультурной коммуникации.
Магистратура

  • Психология в бизнесе.

Аспирантура

  • Педагогика и психологии высшей школы.
  • Методология научного исследования.
  • Математические методы в педагогическом исследовании.
  • Теория и методика высшего профессионального образования.
  • Психология развития организации.
  • История и философия образования.
ДПО

  • Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности.

Учебные пособия преподавателей кафедры

Преподавателями кафедры написаны учебные пособия по тематике предлагаемых курсов с учетом специфики подготовки студентов, магистрантов и аспирантов МГИМО:

  • Методические рекомендации по работе над магистерской диссертацией: учеб. пособие / Е. В. Воевода, А. В. Худайкулова, Н. М. Романенко, Е. В. Бережнова, Е. Э. Шишлова, А. А. Байков / под ред. Е. В. Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 108 с.
  • Воевода Е. В. История языковой подготовки кадров для внешнеполитических учреждений Российского государства: учеб. пособие / Е. В. Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 256, [7] с.
  • Шишлова Е. Э. Психология управления и лидерства в организации: учеб. пособие / Е. Э. Шишлова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иност. дел Рос Федерации, каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 161, [2] с.

Программы дистанционной поддержки учебных курсов

Преподавателями кафедры используются программы дистанционной поддержки читаемых курсов (ed. mgimo. ru), разработанные А. Ю. Белогуровым (Основы педагогического мастерства; Математические методы в педагогическом исследовании), Е. В. Воевода (Основы межкультурной коммуникации и деловые культуры; Академический английский для аспирантов; Writing a dissertation: research methodology), Е. А. Романовой (Психология — МЖ; Психология лидерства и стратегического мышления; Психология стратегического мышления), Н. М. Романенко (Основы научно-исследовательской деятельности; Теория и методика профессионального образования), Е. Э. Шишловой (Психология; Психология лидерства; Психология управления).

А. Ю. Белогуров — победитель проекта «Золотые имена высшей школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания».

Научно-исследовательская работа

Кафедра ведет научные исследования в области

  • теории и методики высшего профессионального образования;
  • психологии и коммуникации в профессиональной сфере;
  • культурологии.

Основные направления научных исследований кафедры:

  • образование в международных отношениях;
  • образовательное пространство как предмет междисциплинарных исследований;
  • образовательная политика в глобализированном мире;
  • аксиологический аспект в образовании;
  • гендерные исследования в сфере образования;
  • коммуникация в поликультурном образовательном пространстве вуза.

В 2018 г. по инициативе кафедры открыт диссертационный совет МГИМО по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования с правом присуждения степеней доктора и кандидата педагогических наук.

С июня 2018 г. по январь 2019 г. успешно защитили кандидатские диссертации аспиранты кафедры по педагогике и культурологии:

  • Гринева М. В. — «Формирование профессионального языкового дискурса экономистов-международников средствами домашнего чтения» (научный руководитель Е. В. Воевода);
  • Курицын И. А. — «Влияние скрытого содержания образования на профессиональную языковую подготовку специалиста-международника» (научный руководитель Е. Э. Шишлова);
  • Хадем Махсус Хоссейни Л. (Иран) — «Трансформация культурной идентичности иранских женщин» (научный руководитель Е. В. Воевода) — первая защита диссертации на английском языке в МГИМО;
  • Шагардинова Е. — «Формирование аксиологических основ профессиональной подготовки военных переводчиков на примере Военного университета Министерства обороны Российской Федерации» (научный руководитель Н. М. Романенко).

Организация научных мероприятий:

  • Межкафедральный психолого-педагогический семинар для профессорско-преподавательского состава МГИМО (ежемесячно, с 2014 г.).
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля» (МГИМО, ноябрь 2013 г.).
  • Х Конвент Российской Ассоциации международных исследований (МГИМО, декабрь 2016 г.) — Секция «Психолого-педагогические и лингвистические аспекты подготовки специалистов международного профиля»; Семинар «Международное образовательное пространство и поликультурная среда вуза».
  • ХI Конвент Российской Ассоциации международных исследований (МГИМО, сентябрь 2017 г.) — Секция «Диалектика эволюционного и революционного в трансформации социокультурных форм: международный опыт проектирования образовательной политики»; Круглый стол «Наука и образование: стратегии взаимодействия в культурно-цивилизационном развитии».
  • Международный межвузовский семинар «Развитие университета в XXI веке» (МГИМО, ноябрь 2017 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии» (МЖ МГИМО, декабрь 2018 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество. МЭО-60: новые горизонты» (МЭО МГИМО, апрель 1918 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Экономические исследования в социокультурном измерении: эффективные стратегии развития общества» (ФПЭК МГИМО, декабрь 1916 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований» (ФПЭК МГИМО, декабрь 1915 г.).
  • Мероприятия в рамках Дней науки (ноябрь 2018 г.) — 6 круглых столов и 2 семинара.
  • Секции в рамках Дней науки (апрель 2017 г.) — «Образовательная политика в современном мире: стратегия «мягкой силы» в решении политических задач»; «Переводческие школы: традиции и современность».
  • Семинар «Исследовательская деятельность студента: от идеи до научной публикации» (ФПЭК МГИМО, ноябрь 2017 г., совместно с кафедрой МКППиЭ).

Публикация сборников научных статей:

  • Межкафедральный сборник научных статей «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 1» (2015 г.).
  • Межкафедральный сборник научных статей «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 2» (2017 г.).
  • Сборник студенческих научных статей «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований. Выпуск 1» (2016 г.);
  • Сборник студенческих научных статей «Педагогика и психология управления и лидерства. Социокультурный гендерный аспект» (2018 г.).

Работа в редакционной коллегии реферируемых научных журналов (ВАК, SCOPUS):
Белогуров А. Ю.

  • Педагогика.
  • Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки.
Воевода Е. В.
  • Journal of Intercultural Communication (University of Göteborg, SCOPUS)
  • Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика.
  • Право и образование.
Раицкая Л. К.
  • Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика.
  • Journal of Language and Education (SCOPUS).
Романенко Н. М.

  • Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика.

В 2018 г. на кафедре опубликованы:

  • учебное пособие «Great Britain: Culture Across History = Великобритания: история и культура» изд. 2-е испр. и доп. (Е. В. Воевода, на англ. языке);
  • сборник студенческих научных статей «Педагогика и психология управления и лидерства. Социокультурный гендерный аспект» (под ред. Е. Э. Шишловой);
  • 47 научных статьей, в том числе
  • 5 — в реферируемых журналах, индексированных в SCOPUS и Web of Science;
  • 23 — в журналах из перечня ВАК;
  • 19 — в сборниках, индексированных в РИНЦ.

Кадры
На кафедре работают

  • четыре доктора педагогических наук;
  • два кандидата психологических наук (докторанты);
  • кандидат педагогических наук (докторант);
  • специалист по учебно-методической работе (аспирант).

Полный текст