Кафедра педагогики и психологии

контакты

Комната 3068 Телефоны +7 495 234-83-53 Местные телефоны 18-72 E-mail kafpp@inno.mgimo.ru

Информация

English version

История и цель создания кафедры

Кафедра педагогики и психологии создана в 2013 году как межфакультетский центр научных и прикладных исследований в области теории и методики высшего профессионального образования, психологии и коммуникации в профессиональной сфере.

Входя структурно в Школу бизнеса и международных коммуникаций, кафедра разрабатывает и реализует учебные программы постдипломного образования, а также обеспечивает потребность факультетов и институтов МГИМО в реализации Основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с профильными направлениями работы кафедры.

Основные задачи кафедры

  • Разработка и внедрение в учебный процесс общих и специальных курсов по психолого-педагогической проблематике и проблемам профессиональной коммуникации в соответствии с основными направлениями научно-педагогической деятельности кафедры и направлениями развития МГИМО.
  • Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов МГИМО к эффективному использованию психологических технологий в профессиональной коммуникации.
  • Подготовка магистрантов и аспирантов МГИМО к профессиональной педагогической деятельности в высшей школе.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГИМО и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов международного профиля.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей вузов и учителей средних учебных заведений в рамках программы дополнительного профессионального образования.

К перспективным задачам кафедры относятся разработка и реализация программ переподготовки в области образовательного менеджмента.

Учебно-методическая работа

Преподаватели кафедры осуществляют педагогическую деятельность на факультетах (в институтах) МГИМО в рамках собственных образовательных стандартов МГИМО МИД России по Основным образовательным программам программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования в соответствии с рабочими учебными планами.

Кафедра использует различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов потребителя образовательной программы: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), компьютерное тестирование и т.д.

На базе аспирантуры МГИМО кафедра осуществляет

  • руководство аспирантами по специальностям 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования и 24.00.01 — Теория и история культуры;
  • прием вступительных экзаменов и экзаменов кандидатского минимума по специальности (Педагогическое образование — Теория и методика профессионального образования);
  • подготовку аспирантов к экзамену кандидатского минимума по специальности (Педагогическое образование — Теория и методика профессионального образования), философии науки (философия образования и истории педагогики).

Кафедра является выпускающей по направлению подготовки «Педагогическое образование». В 2018/2019 учебном году на кафедре проходят подготовку 11 аспирантов, 2 докторанта и 3 соискателя по педагогике и культурологии.

Аспиранты кафедры:
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Волкова Марина Александровна (Россия, МГИМО) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Гриневич Екатерина Витальевна (Белоруссия, БГУ) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Карпов Валерий Валерьевич (Украина) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Кишко Ольга Николаевна (Россия, МГИМО) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Мутаф Галина Николаевна (Молдова, Комратский государственный университет) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Павлова Анна Николаевна (Россия, МГИМО) — научный руководитель Е.В.Воевода;
  • Цымбалюк Елена Ивановна (Молдова, Кишинёвский государственный педагогический университет им. Иона Крянгэ) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Цянь Мэнсинь (Китай) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры
  • Агрба Амина Алексеевна (Абхазия) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Бения Милана Адгуровна (Абхазия) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
  • Романчук Алексей Андреевич (Молдова, Высшая антропологическая школа) — научный руководитель Н.И.Романенко;
  • Шарац Зорка (Босния и Герцеговина) — научный руководитель Е.В.Воевода.

Докторанты кафедры:
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Шишлова Екатерина Эдуардовна (Россия, МГИМО) — научный консультант Н.И.Романенко;
по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры
  • Быстрова Татьяна Евгеньевна (Россия, Международный славянский институт) — научный консультант Е.В.Воевода.

Соискатели кафедры:
по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

  • Антонова Юлия Викторовна (Россия, МГИМО) — научный руководитель Л.К.Раицкая;
  • Крутова-Солиман Наталья (ФРГ) — научный руководитель Н.И.Романенко;
по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры
  • Калугина Татьяна Николаевна (Россия, МГИМО) — научный руководитель А.Ю.Белогуров;
В рамках дополнительного профессионального образования кафедра участвует в разработке и реализации междисциплинарных программ повышения квалификации преподавателей МГИМО, учителей иностранных языков профильных классов школ, лицеев, гимназий.

В 2018/2019 учебном году кафедра предлагает следующие курсы:
Бакалавриат

  • Основы научно-исследовательской деятельности.
  • Психология.
  • Психология управления.
  • Психология лидерства и стратегического мышления.
  • Риски в молодежной среде.
  • Деловые культуры.
  • Основы межкультурной коммуникации.

Магистратура

  • Психология в бизнесе.

Аспирантура

  • Педагогика и психология высшей школы.
  • Инновационные методы преподавания в вузе.
  • Методология научного исследования.
  • Методика работы над научной публикацией.
  • Математические методы в педагогическом исследовании.
  • Теория и методика высшего профессионального образования.
  • Психология развития организации.
  • Образовательный и научный менеджмент.
  • История и философия науки.

Учебные пособия преподавателей кафедры

Преподавателями кафедры написаны учебные пособия по тематике предлагаемых курсов с учетом специфики подготовки студентов, магистрантов и аспирантов МГИМО:

  • Методические рекомендации по работе над магистерской диссертацией: учеб. пособие / Е.В.Воевода, А.В.Худайкулова, Н.М.Романенко, Е.В.Бережнова, Е.Э.Шишлова, А.А.Байков / под ред. Е.В.Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 108 с.
  • Воевода Е.В.История языковой подготовки кадров для внешнеполитических учреждений Российского государства: учеб. пособие / Е.В.Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 256, [7] с.
  • Шишлова Е.Э. Психология управления и лидерства в организации: учеб. пособие / Е.Э.Шишлова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иност. дел Рос Федерации, каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 161, [2] с.

Программы дистанционной поддержки учебных курсов

Преподавателями кафедры используются программы дистанционной поддержки читаемых курсов, разработанные А.Ю.Белогуровым, Е.В.Воевода, Е.А.Романовой, Н.М.Романенко, Е.Э.Шишловой, Е.Н.Махмутовой (ed.mgimo.ru)

Научно-исследовательская работа

Кафедра ведет научные исследования в области

  • теории и методики высшего профессионального образования;
  • психологии и коммуникации в профессиональной сфере;
  • культурологии.

Основные направления научных исследований кафедры:

  • образование в международных отношениях;
  • образовательное пространство как предмет междисциплинарных исследований;
  • образовательная политика в глобализированном мире;
  • аксиологический аспект в образовании;
  • гендерные исследования в сфере образования;
  • коммуникация в поликультурном образовательном пространстве вуза.

В 2018 г. по инициативе кафедры открыт собственный диссертационный совет МГИМО по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования.

В июне 2018 г. успешно прошли защиты кандидатских диссертаций аспирантов кафедры М.В.Гриневой «Формирование профессионального языкового дискурса экономистов-международников средствами домашнего чтения» (научный руководитель Е.В.Воевода) и И.А.Курицына «Влияние скрытого содержания образования на профессиональную языковую подготовку специалиста-международника» (научный руководитель Е.Э.Шишлова).

Организация научных мероприятий:

  • Межкафедральный психолого-педагогический семинар для профессорско-преподавательского состава МГИМО (ежемесячно, с 2014 г.).
  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля» (МГИМО, ноябрь 2013 г.).
  • Х Конвент Российской Ассоциации международных исследований (МГИМО, декабрь 2016 г.) — Секция «Психолого-педагогические и лингвистические аспекты подготовки специалистов международного профиля»; Семинар «Международное образовательное пространство и поликультурная среда вуза».
  • ХI Конвент Российской Ассоциации международных исследований (МГИМО, сентябрь 2017 г.) — Секция «Диалектика эволюционного и революционного в трансформации социокультурных форм: международный опыт проектирования образовательной политики»; Круглый стол «Наука и образование: стратегии взаимодействия в культурно-цивилизационном развитии».
  • Международный межвузовский семинар «Развитие университета в XXI веке» (МГИМО, ноябрь 2017 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество. МЭО-60: новые горизонты» (МЭО МГИМО, апрель 1918 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Экономические исследования в социокультурном измерении: эффективные стратегии развития общества» (ФПЭК МГИМО, декабрь 1916 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований» (ФПЭК МГИМО, декабрь 1915 г.).
  • Секции в рамках Дней науки (апрель 2017 г.) — «Образовательная политика в современном мире: стратегия „мягкой силы“ в решении политических задач»; «Переводческие школы: традиции и современность».
  • Семинар «Исследовательская деятельность студента: от идеи до научной публикации» (ФПЭК МГИМО, ноябрь 2017 г., совместно с кафедрой МКППиЭ).

Публикация сборников научных статей:
Межкафедральный сборник научных статей «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 1» (2015 г.).

  • Межкафедральный сборник научных статей «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 2» (2017 г.).
  • Сборник студенческих научных статей «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований. Выпуск 1» (2016 г.);
  • Сборник студенческих научных статей «Педагогика и психология управления и лидерства. Социокультурный гендерный аспект» (2018 г.).

Работа в редакционной коллегии реферируемых научных журналов, индексированных в SCOPUS:
Воевода Е.В.

  • Journal of Intercultural Communication ( University of Göteborg)

Работа в редакционной коллегии реферируемых научных журналов из перечня ВАК:
Белогуров А.Ю. 
  • Педагогика (входит в ядро РИНЦ).
  • Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки.
Воевода Е.В.
  • Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования.
Воевода Е.В., Романенко Н.М.
  • Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика

В 2017 г. преподавателями кафедры подготовлены 2 сборника научных статей и глава в учебнике «Социальная психология», опубликованы 4 монографии и 67 научных статьей, в том числе 38 — в журналах из перечня ВАК и 3 — в реферируемых журналах, индексированных в SCOPUS.

В рамках III Конкурса молодых ученых МГИМО 4 преподавателя (Белогуров А.Ю., Воевода Е.В., Шишлова Е.Э.) и 3 аспиранта (Курицын И.А., Павленко Д.А., Романенко А.В., Шагардинова Е.) кафедры получили гранты на проведение научных исследований

Кадры
На кафедре работают

  • четыре доктора педагогических наук;
  • два кандидата психологических наук;
  • кандидат педагогических наук (докторант);
  • специалист по учебно-методической работе (аспирант).

Полный текст