Совершенствование процесса образования как фактор модернизации и инновационного развития российской экономики

21.05.10
Эксклюзив

Совершенствование процесса образования как фактор модернизации и инновационного развития российской экономики

Эксперты МГИМО: Платонова Ирина Николаевна, д.экон.н., профессор

Доклад на российско-балканском форуме «Инновации в образовании, науке, технологиях»

В условиях глобализации мировой экономики совершенствование процесса образования, происходит не только в условиях либерализации рынка образовательных услуг, но и при усилении конкуренции между основными ведущими «игроками» на этом рынке (странами «Большой восьмерки») и новыми участниками этого рынка (Россия, Китай). Качество образования, его практическая направленность, соответствие квалификации выпускников высших учебных заведений требованиям международного и отечественного бизнеса, становится важным критерием при выборе не только вуза, но и страны, где может быть получено образование, обеспечивающее конкурентные позиции на рынке труда.

Совершенствование образования является важным фактором перехода российской экономики на инновационный путь развития. К основным программным документами, на основании которых проводится совершенствование системы образования в России, следует отнести Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р (далее «Концепция») и саму Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 гг., утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803. В этих документах не только обозначены цели и задачи совершенствования системы образования, но и обращается внимание на недостатки современной системы образования в России, в т.ч. на качество учебников и учебных пособий, содержание которых зачастую не успевает за отражением тех изменений, которые происходят в науке и практике.

Присоединение России к Болонскому процессу, нацеленному на создание к 2010 г. единого Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area), предполагает более широкое использование активных форм обучения, для формирования высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям международного рынка труда.

Таким образом, реформирование российского образования и формирование необходимых  компетенций у современных специалистов соответствует требованиям Болонской декларации, Лиссабонской стратегии формирования в Европе современной экономики знаний и позволяет обеспечить высокую международную конкурентоспособность при присоединении к ВТО.

С этой целью в МГИМО на кафедре международных экономических отношений и внешнеэкономических связей впервые был разработан и введен в учебную программу курс «Внешнеэкономическая и торговая политика». В ходе его изучения студенты, детально изучают инструменты их регулирования, получают наряду с аналитическими и системными компетенциями, коммуникативные компетенции, позволяющий вести дискуссию и переговоры, аргументировано отстаивать свою точку зрения на иностранном языке.

Решение стратегических вопросов предполагает разработку тактических инструментов, к которым относятся учебно-методические комплексы. Они включают не только учебные программы, но и методические рекомендации для студентов и преподавателей. Контрольные материалы объединены в рабочую тетрадь студента, по таким предметам как «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая политика», «Международная экономическая интеграция» и другим дисциплинам, являющимся фундаментальной основой для подготовки экономистов-международников и специалистов в области экономической дипломатии.

Для того, чтобы обеспечить соответствующий уровень знаний преподаватели кафедры стремятся использовать активные формы обучения как, например, ролевые игры, исследовательские семинары, активно участвовать в развитии контактов с российскими и зарубежными вузами, читая лекции в зарубежных университетах в разных странах мира, выступать перед дипломатами и внешнеторговыми экспертами.

Уделяя внимание реализации  принципа студенческой  мобильности, который является одним из ключевых в рамках Болонского процесса, студенты МГИМО получают возможность выехать на включенное обучение в зарубежные университеты и ознакомиться с практикой преподавания. Новая возможность для расширения  знаний и практических навыков появилась у студентов МГИМО благодаря  учебной стажировке в ЮНКТАД и ВТО, а также других международных организациях, чья деятельность направлена на регулирование и содействие развитию международной торговли (например, ВОИС). В значительной степени это стало возможным после того как  кафедра МЭО и ВЭС интегрировалась в работу Виртуального Института ЮНКТАД, миссией которого является распространение передовых исследований и учебных материалов среди представителей академических кругов развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В ходе стажировки, как и в процессе образования в целом,  должно быть обеспечено использование лучшей мировой практики (изучение процедур, инструментов, методов переговоров, критериев принятия решений, индикаторов и т.п.).

Использование тактики — мобильность студентов и преподавателей, постоянный мониторинг и налаживание обратной связи с бизнесом — позволяет своевременно корректировать учебные комплексы как с учетом инноваций, так и на основе современных исследовании проблем, с которыми сталкиваются бизнес-структуры и международные организации, что в целом соответствует сложившейся практике в ведущих учебных центрах мира.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу