«Главное отличие политических технологий — их высокая эффективность»

02.05.12
О книге

«Главное отличие политических технологий — их высокая эффективность»

Эксперты МГИМО: Забурдаева Елена Владимировна, к.социол.н.

В издательстве «Аспект Пресс» вышел учебник «Политическая кампания. Стратегии и технологии» заместителя декана факультета Международной журналистики, старшего преподавателя кафедры связей с общественностью Елены Забурдаевой. Елена Владимировна рассказала «Экспертам МГИМО» о книге, интернет-кампании Обамы и этике политконсультанта.

— Учебник «Политическая кампания. Стратегии и технологии» предназначен для студентов-пиарщиков и рекламщиков. Кроме того, Вы пишете, что приводимые в книге практические рекомендации будут полезны профессиональным политическим консультантам. Есть ли в России бизнес политического консультирования? На какой стадии развития он находится? Где готовят профессиональных политконсультантов?

— Нельзя не признать, что в России престиж и популярность профессии политического консультанта в силу множества причин гораздо ниже, чем, например, в США. Несмотря на это, можно с лёгкостью выделить по крайней мере две главных тенденции развития этой профессии во всех странах мира. Во-первых, ускорение самого процесса и увеличение событийной насыщенности политических кампаний. Во-вторых, рост числа именно профессиональных политиков и консультантов, которые участвуют в выборах. Последнему в значительной степени способствовало увеличение стоимости политических кампаний и появление новых видов массовых коммуникаций, а также возможность привлекать к работе предвыборного штаба профессионалов в отдельных областях (рекламе, дизайне, фандрейзинге, проведении опросов общественного мнения и так далее). Это позволяет достичь максимального эффекта от совместных усилий и в конечном итоге победить на выборах.

В своё время, собирая информацию для написания первой своей большой работы по политическому консультированию, я провела целое исследование того, насколько развит в России рынок образовательных услуг, связанных с подготовкой политических консультантов. Существуют различные курсы и даже программы (в основном уровня магистратуры или дополнительного профессионального образования), которые освещают отдельные аспекты политического консультирования, например, программа «Политическое консультирование» в ВШЭ или «Политические технологии США» в СПбГУ. Но ни одна из них не включает сравнительный анализ российского и зарубежного опыта политического консультирования.

Книг по практическому политконсультированию в России действительно переведено мало, в продаже в России учебников на английском языке по данной теме практически нет, как нет и специализированных книг на русском языке. Существуют лишь издания, посвященные отдельным аспектам политического консультирования, таким, как политическая имиджелогия, лоббирование интересов, политическая реклама. Я же постаралась объединить в книге ключевые направления работы политического консультанта.

Хотелось бы подчеркнуть, что те приёмы и технологии, которые применяют в своей работе профессиональные политические консультанты, с успехом могут быть использованы и в бизнесе, и в сфере некоммерческих отношений, и в деятельности пресс-служб государственных органов. Главное отличие политических технологий — их высокая эффективность. Связано это с тем, что политические кампании предполагают концентрацию усилий в течение короткого периода времени, высокую скорость происходящих событий и максимальную насыщенность информационного поля информацией о кандидатах и самих кампаниях. Поэтому учебник вполне можно использовать в качестве справочника эффективных технологий для любого специалиста по связям с общественностью или пресс-секретаря.

— По оценке экспертов, Барак Обама победил на президентских выборах 2008 года во многом благодаря грамотному ведению политической кампании в интернете. В чем заключается особенность онлайн-кампаний? Изменилось ли что-то за последние четыре года?

— Достаточно напомнить о том, что Барак Обама начал свою новую предвыборную кампанию с размещения в Интернете обращения к избирателям. В новой предвыборной кампании сумма, потраченная на онлайн-медиа, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 50 млн. долларов. При этом если в 2008 году онлайн-реклама использовалась в первую очередь с целью фандрейзинга, то в 2012 году упор делается на агитацию за кандидата и против его оппонентов или на расширение платформы кандидата. То есть цель сместилась с призыва к действию на укрепление бренда кандидата.

Многие специалисты сходятся во мнении, что без Интернета не могло бы быть столь ошеломительного успеха Обамы во время избирательной кампании-2008. В этой избирательной кампании ведущую роль играет не просто Интернет, а Интернет мобильный. Разработка специальных приложений для смартфонов и планшетных компьютеров и сбор новой информации об избирателях становятся все более и более популярными инструментами у политических консультантов. Серьёзное преимущество кандидатам дает и возможность использования онлайн-видео.

Отдельно хотелось бы отметить использование социальной сети Facebook в нынешней предвыборной кампании. За время своего существования Facebook создала самую большую и подробную базу данных пользователей и предоставляет таким образом кандидату уникальную возможность обратиться к каждому своему избирателю лично. Теперь штаб кампании Обамы, к примеру, может получить всю информацию на пользователя сети Facebook и его «друзей», предлагая регистрироваться на сайте избирательной кампании через Facebook. Раньше об этом можно было только мечтать.

— Последняя глава в Вашей книге посвящена этике в политической кампании. Как сочетаются стремление выиграть выборы и этика? Не скрывается ли за разговорами об этике при проведении политических кампаний моральный релятивизм?

— Думаю, что в отношении вопросов этики две сферы — связи с общественностью и политическое консультирование — очень похожи друг на друга. Это всегда разговор о правде и лжи, об относительности или абсолютности этих понятий для консультантов. На отделениях связей с общественностью преподавателям частенько задают вопрос о том, насколько этична профессия PR-специалиста и как стоит поступать, если моральные принципы вступают в неразрешимое противоречие с бизнес-целями. Фильмы, посвященные политическим консультантам, часто именно о том, как они сталкиваются с моральной дилеммой и справляются с собственным выбором: «Мартовские иды», «Основные цвета», «Проект «Борис», «Плутовство»...

В 2007 году, во время стажировки в Университете Джорджа Вашингтона (США) я получила возможность попасть на лекцию по этике, которую читал Чарльз Кушман будущим политическим консультантам США. Речь шла о регулировании деятельности политических консультантов, о профессиональных ассоциациях, этических кодексах. И во время лекции студенты профессора Кушмана пришли к выводу о том, что придерживаться положений профессионального этического кодекса не только необходимо для того, чтобы жить в мире с собственной совестью, но и для того, чтобы продолжать успешно работать в данной сфере. Рынок политического консультирования в США очень узок, то есть и политики, и консультанты друг друга знают, обмениваются информацией и опытом работы друг с другом, а это значит, что репутация консультанта играет решающую роль в получении нового заказа. Кроме того, этические нормы позволяют установить «правила игры», а, следовательно, делают поведение участников во время выборов более или менее предсказуемым. Никто не хочет иметь дело с лжецом или мошенником. Так что честным быть не только приятно, но и полезно. Как PR-специалисту, так и политическому консультанту.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу